Casa Scaccabarozzi detta Fetta di polenta_Torino_A.Antonelli_foto Anna Kolomiyets_cover

Antonelli. Не дразните архитектора

Продолжаем публиковать самые популярные материалы нашего блога. Впервые мы рассказали эту невероятную историю в 2016 году, повторяем ее с самыми свежими дополнениями. По случаю Дня Архитектора.

В истории известно много примеров “невозможной архитектуры”. Как, например, церковь San Satiro в Милане авторства Браманте. Переместимся в Турин и посмотрим на один невероятный объект, который по праву называют самым странным домом в мире. Он может показаться неразобранной кино-декорацией или фрагментом забытой “потемкинской” постройки. Но парадокс в том, что этот уникальный дом настоящий, обитаемый и очень надежный. А теперь подробнее.

В 1840-х годах по желанию маркизов Barolo, владевших большими участками земли на ближней периферии быстро богатеющего Турина, началась первая урбанистическая планировка бурга (пригородного квартала) Ванкилья, до того знаменитого разве что своими комарами из-за близости реки По и дымами с соседней фабрики. Из инициативных небедных горожан было создано специальное Строительное товарищество – Società CostruttoridiVanchiglia – отвечавшее за ведение работ по строительству зданий и прокладке новых улиц. В эту авторитетную компанию входил и Алессандро Антонелли (Alessandro Antonelli), известный архитектор, урбанист, профессор туринской Академии искусств Albertina. Незадолго до этого, в 1836 году он вернулся в Турин из Рима, и кроме преподавания и активной политической деятельности, с энтузиазмом занялся улучшением города.

План участка с указанием новой проложенной улицы, слева обозначен треугольный план странного дома. 1856. Источник: Архивы ASCT — Archivio Storico della Città di Torino

Это был период грандиозных градостроительных перепланировок, прокатившихся почти по всем крупным европейским столицам. Для квартала Ванкилья Алессандро спроектировал и построил несколько доходных и приватных домов, включая свой собственный семейный Casa Antonelli. То ли в качестве благодарности, то ли как-то еще иначе (история толкует двояко), в его собственность попал странный треугольный участок на углу улицы San Maurizio и недавно проложенной via dei Macelli (сегодня via Giulia di Barolo). И собственно в этом месте и начинается наша история.

Единственное известное фото Антонелли в преклонном возрасте. Будто воображаемый портрет Дориана Грея, найденный на чердаке

Городские старожилы доносят до нас рассказ забавный, почти анекдотический, в какой-то мере подтвержденный и записями в городских кадастровых архивах. Антонелли, уже довольно много чего построивший на тот момент в Турине и в квартале Ванкилья, в нескольких десятках метров от этого перекрестка владевший роскошным семейным особняком с портиками, хотел видеть здесь свой второй большой дом, для чего планировалось прикупить земли к уже имеющемуся мизерному треугольнику, где реально могла бы поместиться разве что цветочная клумба или, на худой конец, небольшой сараюшко. Обломав немало копий с владельцами соседних участков и не найдя в них понимания, амбициозный архитектор воспринял отказ продать ему землю почти как оскорбление и заключил пари, что он не только возведет на этом узком, бесполезном клочке земли Дом (а не сарай или цветник), но и сделает его многоэтажным.

На Гугл-карте хорошо видно перекресток проспекта San Maurizio и улицы Giulia di Barolo со странным домом

В Пьемонте есть поговорка, что здесь ничего никогда не выбрасывается – так нелепый трапецеидальный участок едва 20 на 5 метров на перекрестке двух улиц стал местом приложения фантазии и инженерного гения Антонелли. В пику несговорчивым “соседям” он получил разрешение на строительство в высоту, до шести этажей (!), но начал с того, что закопался на два этажа в землю – такие глубокие фундаменты для зданий в то время были в новинку. Но это дало необходимую крепость всей конструкции, а точные статические расчеты могут дать форы современным постройкам в армированном бетоне.

Чертеж Дома июня 1881 года, с вариантом фасада, который не был воплощен. За подписью Франчески Антонелли Скаккабароцци, жены аритектора и владелицы дворца. ASCT, PE 175 1881

Сначала были возведены первые четыре этажа, спустя довольно много лет, к 1881 году еще два, и наконец в 1884 последний седьмой этаж этого дома-игрушки. Размеры здания поражали тогда, как и сейчас – по широкой стороне трапеции 4,3 метра, по узкой едва 54 сантиметра, длинные стороны примерно по 17 метров. Итого, площадь каждого этажа получилась 36,5 квадратных метра. Общая высота этой тонкой дольки из кирпича получилась 27 метров, над землей 20,5 – такой субтильный мини-небоскреб.


Узкий фасад, разрез и план. На разрезе видно, что на 4-м этаже, наиболее высоком, есть мезанин

Этапы строительства Fetta di Polenta

Для оптимального использования этой странной конфигурации, Антонелли поместил в узкую часть плана все коммуникации – трубу дымохода в самый угол, потом уборные, которые были на междуэтажной площадке каждого этажа, и наконец узкую, в 50 сантиметров каменную лестницу “ножницами”.  Изобретательный мастер специально понизил высоту поручня вокруг пролетов лестницы, соответственно ее малой ширине, чтобы визуально уменьшить ощущение диспропорции. Интерьеры архитектор создавал по вкусу своей жены Франчески, дворянки из Кремоны.

Для поднятия мебели – только через окна – была задумана система шкивов, которые до сих пор можно увидеть на фасаде. А сами окна, те, которые настоящие, а не обманные, были сделаны как эркеры, чтобы увеличить площадь комнат. Такие балконы украсили фасад от второго до предпоследнего этажа с единым балконом-галереей на верхнем этаже. Окна большие, во всю высоту, французские балконы немного выступают наружу из вертикальной плоскости. Таким незамысловатым способом архитектор сумел добавить еще больше внутренней площади. Накрыт дом двускатной черепичной крышей.

Если со стороны проспекта дом заставит вас просто улыбнуться…
то со стороны улицы Giulia di Barolo вы просто забудете закрыть рот от удивления

Городские сплетники, которым дом и его автор щедро давали пищу для разговоров еще в процессе строительства, шептались о дьявольском сговоре архитектора, о масонских символах, заложенных в каждый из размеров дома, о том, что здесь спрятана тайная дверь в потусторонний мир. То, что Антонелли был масоном, секретом не было. Ну, а мистицизма городу Турину всегда было не занимать.

Первое время обитатели бурга боялись даже ходить под зданием, переходя на другую сторону улицы. Пугающий эффект усиливало и то, что длинный фасад дома был немного наклонен в сторону улицы. Самые злые на язык шутили, что с сильным порывом ветра с Альп он просто улетит как сорванный парус. Или рассыплется на части, как кусок поленты (кукурузной каши) на тарелке. Собственно, именно такое прозвище дом сразу получил у остроумных туринцев – Fetta di Polenta (Кусок поленты), еще и из-за своего фасада желтого цвета в сочетании с красной охрой.

Точнее прозвище для Дома сложно было и найти — туринцам не откажешь в чувстве юмора: вид фасада и настоящая fetta di polenta

Чтобы убедить горожан в безопасности здания, Антонелли с женой, которой и был подарен дом, даже какое-то время жили в нем. Причем занимали верхние, более “опасные” этажи, чтобы убедить город в надежности конструкции. От фамилии жены, Scaccabarozzi, дом и получил свое имя, хотя в истории Турина все-таки остался именно как “Кусок поленты”. Дом выстоял как заговоренный, вопреки всем прогнозам: и после взрыва 1852 года на пороховом складе недалеко от Ванкильи, и во время сильнейшего землетрясения 1887 года, разрушившего полквартала, не пострадал он и от бомбардировок в годы второй мировой войны. Наверное, защищали скрытые масонские знания вольного каменщика Антонелли.

Проект реконструкции интерьеров Монджардино 1979-1982 гг. и фото 1930 года, где видно, что в доме жили

Какое-то время первый этаж Casa Scaccabarozzi использовался под Caffè del Progresso* и даже прослыл местом встреч, практически штаб-квартирой первых пьемонтских карбонариев и революционеров. Но все же, родившийся как жилой дом, он таковым по сути и оставался, вплоть до 1979 года. Когда его тогдашний владелец Джанкарло Буссеи (Giancarlo Bussei) решил провести первую от постройки комплексную реконструкцию. Для этого был приглашен знаменитый архитектор и сценограф Ренцо Монджардино (Renzo Mongiarnido). По задумке владельца, дизайнер должен был превратить все этажи в единый цельный жилой дом, создав по одной комнате на каждый этаж. Интерьеры нужно было решить в едином стилистическом ключе – до сих пор они оставались в разных стилях.

Ренцо Монджардино в турецкой бане Дома, им спроектированной на –2 этаже дома. 1997. Эта часть проекта была сохранена во время реконструкции 2006-2008 гг. Фото Derry Moore

Это был один из самых интересных этапов в “биографии” Fetta di polenta в новом веке. Великий мастер декорации, Монджардино очень интересно рассказал о своих впечатлениях в монографии “Архитектура комнаты”:

«Говоря о странных и необычных пропорциях, возможно, это самый абсурдный дом, который мне попадался; дом, возникший лишь из упрямства архитектора, только чтобы не отступиться от строительства, когда здравый смысл подсказывал оставить затею. Работа здесь внутри стала для меня, возможно, одним из самых забавных заказов…».

Монджардино в гостиной второго этажа Дома Скаккабароцци. Фото Massimo Listri

«Странное ощущение, которое там испытываешь, было как жить в башне, которая составлена из множества железнодорожных вагонов. Самая абсурдная и самая неудобная “машина для обитания”, несмотря на это и здесь гениальность спорщика Антонелли, способность разрешить неразрешимое, становились подсказкой образа жизни пусть не совсем рационального, но без сомнений очень оригинального».  

Вид на дом с узкой стороны (54 см) и гранитные лестницы-ножницы в интерьере (всего 18 лестничных площадок, 14 маршей, 125 ступенек!!!). Фото Civico13, Courtesy Galleria Franco Noero

Видимо на рубеже тысячелетий с Домом не происходило ничего примечательного, потому что городские хроники ничего интересного до нас не донесли. Но вот в 2005 году, после серии перипетий с правами собственности город выставил его на судебный аукцион со стартовой ценой 570 тысяч евро. В следующем 2006, только с третьего раза дом был продан новому владельцу, известному туринскому галеристу Франко Ноэро (Franco Noero). Еще год спустя тот заказал реконструкцию и консервативную реставрацию, которая была поручена архитектурной студии Civico 13 (архитектора Alberto Daviso di Charvensod). Работы продлились до 2008 года.

Интерьер одного из этажей после ремонта 2008 года. Фото: Civico13 Architetti
Галерея Franco Noero, фото Tommaso Buzzi, 2008

Тогда Дом был отреставрирован внутри и снаружи. Студии Civico13 даже не пришлось особенно укреплять здание, настолько грамотно оно было сложено из кирпича и камня в середине позапрошлого века. В тот раз Fetta di Polenta претерпела несколько незначительных изменений, включая открытие нового входа со стороны проспекта Сан Маурицио. Мебель вынесли, но частично сохранили лучшее из интерьеров Монджардино.

Fetta di Polenta во время одной из выставок галереи осенью 2008. Tom Burr, «Descending». Окна иллюминированы цветами итальянского флага. Фото Civico13 – courtesy Galleria Franco Noero

После открытия Дом успел побыть несколько лет галереей современного искусства. Именно в те годы у счастливцев появилась уникальная возможность посетить его интерьеры – небольшими группами, по предварительной договоренности с хозяином. Но с мая 2013 года художественная галерея перенесла свою штаб-квартиру в другое место, дому вернули его изначальную жилую функцию. Там поселился сам Ноэро. Ясно, что это поставило под вопрос публичные посещения. Еще долгое время, проходя по Виа Джулия ди Бароло, можно был увидеть через окна первого этажа оставшуюся там последнюю выставку…

Дом сегодня

Мы не нашли информации о новых владельцах. А значит, вероятнее всего хозяином сáмого необычного здания Турина все еще остается Франко Ноэро. Уже после локдауна, в 2021 году, был завершен начатый в 2016 ремонт, который включал структурную консолидацию. Тогда же были восстановлены изначальные цвета фасада. Здание является культурным и архитектурным памятником, “edificio d’arte”, и охраняется законом. Если галерист Ноэро вернулся туда жить, лучшее место для творческой личности сложно представить. И кто знает, может ему удастся однажды отыскать ту потайную масонскую дверь, спрятанную Антонелли, о которой до сих пор судачат в туринском квартале Ванкилья…

***

*Caffè del Progresso заслуживает хотя бы краткого упоминания, учитывая его таинственную и до сих пор невыясненную роль в туринской истории содействия объединению Италии. Итак, это известная историческая кофейня в Турине. В начале XIX века первое Caffè del Progresso открылось в здании на улице Ванкилья, угол улицы Верди, по тем временам довольно изолированном месте. Спроектировал его по заказу военного и политика, маркиза Карло Эмануэле Бираго ди Виске в феврале 1847 года архитектор Фердинандо Рейсенд (Ferdinando Reycend), но часто его авторство ошибочно приписывают Антонелли. В современных исследованиях находим следующее:

«Те, кто утверждает, что его спроектировал Алессандро Антонелли, кажется, безнадежно ошибаются, хотя знаменитый архитектор не совсем не имеет отношения к зданию, поскольку в 1850 году маркиз заказал ему разработать надстройку одного этажа, проект которого, однако, не был утвержден».

Слева «Casino», где находилось Caffè del Progresso, открытка, 1886. Высокий шпиль позади — Mole Antonelliana, символ Турина и самый известный проект Антонелли. Источник AtlasFor
Проект Антонелли с разработкой дополнительного этажа для Дворца Бираго, так называемого «казино» Турина. 1850. Источник: Archivio GAM di Torino

План дворца был необычным и напоминал корпус корабля. Иначе здание еще называли «казино». Скрытой, но, кажется, главной функцией Кафе было принимать тайные встречи карбонариев из знатных итальянских фамилий. В первом возвышенном этаже было два роскошных зала в стиле ампир, обставленные креслами из красного бархата и мраморными столами. Но за этой богатой декорацией скрывалось настоящее подполье.

«На основе разнообразных и противоречивых свидетельств писателей и журналистов прошлого, новости о «казино» и Caffè del Progresso, правдивые и ложные, правильные и ошибочные, даже в недавних публикациях, путаются и смешиваются. Так, среди свидетельств различной достоверности читаем, что кроме князя Кавура, Гарибальди и Нигро [известные итальянские патриоты], здесь инкогнито появлялся Витторио Эмануэле II [будущий король Италии], а также, что на высоте второго подземного зала, который, вероятно, достигал немного глубже, чем обычные подземные ходы, разветвлялись два отдельных тоннеля, соединявших казино с Murazzi [портовыми зданиями на берегу реки По] и соседним Палаццо Бираго ди Виске, из которого можно было попасть в Палаццо Мадама, а оттуда за мгновение добраться до Королевского Дворца… «

Во многом точность этих фактов не подтверждается надежными источниками, как всегда это бывает, когда речь идет о тайных знаниях…

В статье использованы материалы Diario di Torino, La Stampa, Civico13, Textours, блога Urbanfile. Цитаты Ренцо Монджардино по книге Architettura da camera. Издательство Officina Libraria, Милан, 2016. Цитаты про Caffè del Progresso по книге «I Birago. Memorie di una grande famiglia italiana tra Milano, Torino e l’Europa in Palazzo Birago di Borgaro, una dimora juvarriana». Для Торговой палаты Турина, Турин,©Centro Studi Piemontesi, 2019. Исторические чертежи из Туринского городского архива по источнику исследовательской работы Politecnico di Torino.

Фото: ©Anna Kolomiyets 2020, указано по месту, Wikimedia Commons, из открытого доступа. Второе фото панорамы Турина по источнику Maëlick/Flickr. Заключительное фото: центральная площадь Турина Piazza Castello с Королевским дворцом, Palazzo Reale, и справа Palazzo Madama.

Читайте у нас в журнале также большую статью о выдающемся маэстро декорации и интерьера Ренцо Монджардіно.

Понравилось, поделитесь

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

Добавить комментарий

Похожие материалы