18 Архитектурная биеннале Венеции. Как мы договорились в первой части обзора из Садов, рассказ для удобства будет объединять национальные павильоны стран-участниц по сходству идеи. Но не изложение ее – потому что даже при схожести, каждая выставка абсолютно оригинально представлена и оформлена. Кроме Giardini, первого исторического места биеннале, еще пара примеров здесь будет из Арсенала. Напомним еще раз, что тема нынешней биеннале The Laboratory of the Future, предложенная куратором, ганско-шотландской архитектором и писательницей Лесли Локко. Подробнее об этом в нашем журнале от 10 марта 2023 года.
Bodies of Water
Если в первой части речь шла о странах, которые использовали в качестве главного объекта выставки собственные национальные павильоны, то во второй объединим те, что так или иначе обратились к одной из важнейших тем современности – водных ресурсов и важности воды для человечества в целом в XXI веке. Как архитектура, связанная с водой, может стать – или уже стала – Лабораторией будущего и поспособствовать улучшению качества жизни? К этому аспекту обратились такие страны как Греция, Дания, Финляндия, Египет в Садах, Аргентина и Королевство Бахрейн в Арсенале… Итак, посмотрим внимательнее на эти павильоны.
Начнем с Садов Giardini. Именно у Греции мы позаимствовали название для этой объемной главы. Кураторы Costis Paniyiris и Andreas Nikolovgenis поэтично назвали свою выставку Bodies of Water.
Фалес из Милета, морской путешественник Средиземноморья и так называемый первый философ, описал (в пересказе Аристотеля) землю-сушу как плавающую на неограниченном количестве воды. Феномен землетрясений, неотъемлемый опыт средиземноморского человека, был для древнегреческого философа убедительным подтверждением того, что «корабль земли» во время своего путешествия раскачивается подземной невидимой бурей. Но важна здесь не столько морская метафора плавучего корабля для восприятия земли, сколько провозглашение древним ученым-материалистом воды как начала всего.
Территория Греции была сформирована геофизически, по крайней мере с Х века, в значительной степени в результате ряда катастрофических человеческих вмешательств, таких как экстенсивный выпас скота и опустынивание. Страна со сложным пересеченным рельефом и засушливым климатом, Греция на протяжении всей своей истории испытывала проблемы с пресной водой. На нее древние архитекторы ответили строительством домов с атриумами для накопления дождевой воды или подземных цистерн. В новые времена, после создания современного греческого государства, и еще с большей интенсивностью после 1950 года, водохранилища, дренажные, ирригационные, водоснабжающие и гидроэлектростанции составляют систему поддержки сельского хозяйства и всех видов человеческой деятельности. Так родилась новая гидрогеологическая карта страны.
Водоемы и все связанные с ними сооружения, такие как дамбы и земляные насыпи, составляют публичную архитектуру в классическом римском понимании. Это можно назвать масштабным проектом коллективной эмансипации. Поэтому «Bodies of Water» рассматривает эту эволюционную геологическую конструкцию в постоянном развитии как гордость коллективного труда, заботы о прогрессе и как лабораторию будущего. И еще о том, чего не передают фото – движения зрителей по залу вызывают записанные на местах интерактивные звуки греческих ландшафтов.
***
Проект в павильоне Дании называется Coastal Imaginaries и, в отличие от греческого, он рассматривает разрушительную роль воды. А именно, последствия подъема уровня морей, связанные с глобальным потеплением, наводнениями и штормами. Дания, как морская страна, непосредственно и уже сегодня сталкивается с этими вызовами. Поэтому биеннале с ее темой «Лаборатория будущего» дала возможность куратору Жозефин Мишо (Josephine Michau) привлечь к поиску природно-ориентированных проектных решений много специалистов, но прежде всего архитекторов. Датский павильон стал некой тренировочной площадкой для новых экологических представлений, для информирования посетителей о многочисленных вызовах, с которыми мы столкнемся уже очень скоро в связи с уязвимостью береговых линий. Он рассказывает о большой дилемме между человеческим желанием строить поселения близко к морю и огромным влиянием изменения климата на наши прибрежные ландшафты.
Куратор поэтично описала датский проект «Прибрежные фантазии» как «лабораторию надежды в мире вирусного разочарования».
Экспозиция состоит из трех частей. В самом большом зале серия больших диорам Mermaid Bay, своеобразных 3D-сценографий, представленных с театральной зрелищностью. Это потрясающая репродукция будущего прибрежного ландшафта, созданная всемирно известным сценографом и художником Кристианом Фридлендером (Christian Friedländer) и звукодизайнером Питером Альбрехтсеном (Peter Albrechtsen). В измененном освещении всплывают то одни, то другие детали довольно тревожного приморского пейзажа, между влажным и сухим, водой и землей, природой и культурой.
Архитектурное бюро Schønherr создало Copenhagen Islands, «Копенгагенские острова» –масштабную модель Копенгагена, Столицы мировой Архитектуры UNESCO 2023, адаптированного к изменению климата. Вместо классического генерального плана 1947 года был разработан план развития города, который отталкивается от островков, созданных в дельте между морской и пресной водой. Преображенная карта Копенгагена показывает решение, которое опирается на самые современные исследования, чтобы обеспечить устойчивое будущее датской столицы.
«Мы должны изменить отношения между городом и природой. Побережье должно превратиться из физической и административной линии в «губчатую» зону, способную поглощать и удерживать воду, когда есть ее избыток, и медленно отдавать, когда ее не хватает. Механизмы устойчивости, присущие природе, которые мы находим во многих ландшафтах и биотопах, здесь воплощаются в новые конкретные [проектные] решения».
Rikke Juul Gram, арт-директор Schønherr
Ландшафтный архитектор Анна Аслауг Лунд (Anna Aslaug Lund) представляет исследовательский проект «Адаптация датских городов к повышению уровня моря – пространство для новых решений», иллюстрирующий возможность проектирования водно-болотных угодий, черпая вдохновение в природе.
Исследовательский и архитектурный контент был разработан в сотрудничестве с рядом престижных исследователей и студентов из разных датских университетов и архитектурных колледжей. Эти залы включают рассказ о механизмах устойчивости прибрежных территорий, хранение CO2, обрабатываемые площади, материальные банки, биоразнообразие и новые природные пространства для социальной деятельности и досуга.
«Архитекторы нуждаются в союзниках. Мы должны преодолеть дисциплинарные, географические и институциональные барьеры, чтобы учиться друг у друга и, прежде всего, стимулировать волю политиков к радикальным изменениям».
Josephine Michau
***
Третий вариант обращения к теме воды находим в Садах в маленьком павильоне Финляндии (арх. Алвар Аалто, 1955-1956). Замечательный, полный юмора проект куратора Arja Renell вместе с The Dry Collective называется Huussi – Imagining the Future History of Sanitation. Милое финское слово huussi означает такую малость как уборная, компостный туалет, которым обычно пользуются финны, особенно в сельской местности и на дачах. На первый взгляд очень похоже на наши дачные импровизированные домики-туалеты, но не совсем. На биеннале предложена модернизированная версия, сохраняющая свою главную особенность – сухого туалета, а не water closet. Однако с важными новациями переработки «отходов» в натуральные удобрения, то есть создавая циркулярную экономику. Было особенно интересно узнать, что такие системы уже применяются в городах, в жилье и офисах.
Кому-то может показаться «неаппетитным» выбранный ответ финской кураторской группы на тему биеннале. Тем не менее, статистика говорит за себя. Нынешние привычки потребления в сочетании с ростом населения и изменением климата уже привели к дефициту воды во всем мире, в том числе в Европе. Это было четко видно, например, в высыхании рек Рейн и По летом 2022 года. По мнению британского правительства, нехватка воды уже угрожает нашему существованию. Выставка в павильоне Финляндии задается вопросом, оправдано ли использовать более 30 % нашей воды для смывания экскрементов?
К тому же, говоря об удобрениях, с конца XIX века в сельском хозяйстве в основном используются химические удобрения, производство которых разрушает природу, загрязняет наземные и грунтовые воды. Производство азотных удобрений вызывает огромные выбросы парниковых газов, а производство фосфорных удобрений базируется на горнодобывающей промышленности, которая наносит непоправимый вред окружающей среде. Химические удобрения также разрушают микробиом почвы и в конечном итоге приводят к обеднению сельскохозяйственных угодий.
«Это естественно, что финские архитекторы поднимают эту тему, открывают дискуссию на международной арене и бросают вызов профессии в то время, когда мы должны активно искать более устойчивые решения во всех сферах общества. Выставка подчеркивает роль архитекторов в поиске решений социальных проблем, как защитников общих интересов и окружающей среды».
Arja Renell
Следуя названию, выставка ставит под сомнение неоспоримую обязательность нынешней водной канализационной системы и вдохновляет архитекторов и экспертов начать искать альтернативные решения, рассказывает о своем видении будущей «сантехнической» истории человечества. Неужели изобретение Александра Каммингса 1775 года под названием odorless water closet, смывной туалет, станет пережитком прошлого? Рекомендуем симпатичное видео об истории из далекого… 2043 года. Huussi – Death to the flushing toilet?
***
В павильоне Египта представлен совместный итало-египетский проект NiLab – Nile as Laboratory, посвященный важнейшей водной артерии страны со времен фараонов (кураторы Ahmed Sami Abd Elrahman, Marina Tornatora, Ottavio Amaro, Ghada Farouk, Moataz Samir). Учитывая, что эта биеннале по замыслу ее куратора Лесли Локко должна быть посвящена Африке, важно, что это первый павильон именно африканской страны в нашем обзоре.
NiLab – это лаборатория для изучения и разработки идей и проектов для реки Нил, пространство для размышлений на тему воды.
Каирский университет Ain-Shams и Università Mediterranea в Реджо Калабрия совместно выступили кураторами павильона, к ним присоединились еще 24 международных университета. Так возникла лаборатория проектов, исследующих шесть ландшафтных мега-разделов – Agro, Archeology, Industry, Infrastructure, Nature, Urbe – в интернациональном сравнении между Египтом, народами Африки и планетой.
По этим направлениям было определено восемнадцать локаций вдоль течения реки от Асуанской плотины до дельты, с более чем 140 островами. Путешествие, совершенное двойным взглядом – с воды и с суши, в поисках связей и взаимодействия между памятью и инновациями.
Павильон задуман как пространственно-временной опыт, в котором посетитель погружается в ландшафт Нила как структурообразующую основу – вместе с водой, природой и историей. Ведь ни одна другая река не имела такого значения в истории цивилизации, как Нил в Египте и в целом на африканском континенте. Со времен фараонов и до наших дней Нил был и остается источником, центром жизни, труда и надежд Египта и народов, поселившихся на его берегах. В этом смысле проекты представляются как возможный нарратив этапов нового современного Grand-tour.
The Solar Boat, Солнечная лодка плавала по голубым водам Нила, бьющегося сердца Египта, с 2500 года до нашей эры и до сегодняшнего дня. Став символом павильона, лодка олицетворяет бессмертную жизнь Нила. 12-метровая модель напоминает об исторической Солнечной лодке (2500 г. до н.э.), хранящейся в Большом Египетском музее, найдена она была в 1954 году.
Выставка, представленная на этой биеннале, не определяет завершающий момент в исследовании, а наоборот – только начинает размышления, к которым приглашаются студенты, преподаватели, исследователи, чтобы обсудить возможные сценарии будущего для реки и страны. An Open Project Lab on the Nile.
***
Оставим Сады и перейдем по нескольким калле, мостам и каналам к Арсеналу биеннале. Здесь по теме воды нас интересует павильон Королевства Бахрейн, по мнению автора этого обзора, лучший национальный павильон, который должен был бы претендовать на Золотого Льва. Название выставки немного странное Sweating Assets, «Сочащиеся ресурсы» (или потеющие). Смысл и способ презентации невероятные. Это маленькое островное государство с населением чуть больше миллиона в лице кураторов Maryam Aljomairi, Latifa Alkhayat предложило изобретательный способ сбережения и накопления воды с помощью… архитектуры, собственно самих зданий.
Проект Sweating Assets заключается в лучшем использовании существующих систем, вместо того, чтобы искать новые. Антропогенная среда, инфраструктура и взаимоотношения – это сложный и богатый ресурсами ландшафт, который часто остается без внимания. Так что выставка проливает свет на взаимодействие механических систем охлаждения с жарким и влажным климатом Бахрейна. Никоим образом не поощряя использование кондиционеров, исследование ставит целью показать возможности, которые возникают из их неизбежного использования.
Сооружения действуют как объекты для конденсата.
Охлаждаясь, здания выделяют воду в два этапа: первый – из-за неизбежного осушения, которое происходит, когда воздух впускается в здание, второй – из-за неконтролируемой конденсации воды на стеклянных поверхностях. Если места конденсации обнаружить и направить, то они имеют огромный потенциал как источник воды. Однако сейчас в регионе, где воды не хватает, эта конденсационная вода расходуется впустую и рассеивается.
От бытового до территориального масштаба, выставка освещает роль инфраструктуры охлаждения в более широком экологическом контексте. Флора, фауна и охладительные установки составляют целые экосистемы. В течение года, а особенно летом, их взаимосвязь проявляется в общей потребности в воде и охлаждении, которую люди и растения разделяют между собой. Странно представить, но когда человек потеет, финиковая пальма распускается…
Физически на биеннале эти процессы наглядно проиллюстрированы в форме некоего стеклянного шкафа, символизирующего помещение с кондиционером и постоянным охлаждением. Внутри находятся четыре макета, объекты исследования: дом, музей, рынок и отель. Они дают образное представление о результатах. Системы кондиционирования в Бахрейне ежегодно производят невероятные 74 миллиона кубометров воды. Этого количества было бы достаточно для комфортного орошения 2,8 миллиона местных финиковых пальм.
Другая часть экспозиции иллюстрирует «канализацию» воды – трубы и каналы контролируют поток воды, направляя ее в цистерны. Каждая цистерна символически представляет отдельные провинции Бахрейна, нарисованные в масштабе на основе количественного анализа потребления пресной воды и производства конденсата. Прежде всего, это провокационный вызов относительно климата и призыв к сбору и перенаправлению отработанной конденсационной воды в водно-болотные угодья и сельскохозяйственные регионы, которые так остро в ней нуждаются.
***
Завершим эту часть обзора из венецианского Арсенала проектом павильона Аргентины с символическим названием El Futuro del Agua. В рамках «Лаборатории будущего» куратор архитектор Diego Arraigada предложил в павильоне собственно исследовать будущее воды. Выставка представляет многочисленные «лики» и пропорции воды по всей стране.
Оформление павильона состоит из условного «затопления» его до высоты 70 сантиметров. В этой воображаемой, нематериальной синей жидкости свободно «плавают» белые прямоугольные плоскости света. Эти плоскости – большие столы-экраны, подобные тем, что стоят в фотолабораториях или на чертежных столах. На них разложены пленки с изображениями, сгруппированными по темам, которые и представляют нарратив выставки. Они единственные источники освещения в зале. Подтемы – это излишки и дисбалансы, будущая доступность пресной воды, способность рек и океанов утилизировать отходы, потенциальное повышение уровня моря и т.д.
Посетителям остается «бродить в воде», пересекать павильон и погружаться в прошлое и настоящее воды в Аргентине, ее присутствие на территории, ее культурную и экологическую значимость, архитектуру и дизайн, которые ее модулируют, ограничивают или направляют.
На фотографиях, исторических черно-белых и современных цветных фото, в соответствии с глоссарием терминов, образно рассказывается обо всех измерениях воды. Каждый стол – отдельный раздел общей темы, где по периметру подобраны соответствующие изображения, с ней связанные. Таким способом воспроизводится взаимосвязь между водой, территорией, городами и подборкой современной аргентинской архитектуры. Ведь при любом сценарии будущего планеты роль воды будет решающей.
Итак, остается надеяться, что «корабль земли», согласно древнегреческому видению, не затонет в бурях настоящего и не будет разрушен. А все предложенные замечательные проектные идеи найдут свое воплощение.
В продолжении – следующие страны, площадки и образы 18-й Архитектурной биеннале. Увидеть вживую можно в Венеции до 26 ноября.
Продолжение следует…
Official hashtags: #BiennaleArchitettura2023 #TheLaboratoryOfTheFuture #IlLaboratorioDelFuturo
18-я Международная архитектурная выставка под названием «Лаборатория будущего» открыта для публики с субботы 20 мая по воскресенье 26 ноября 2023 года в Садах-Джардини и Арсенале, а также в Форте-Маргера.
Тут первая часть обзора национальных павильонов. Тут найдете про историю создания Архитектурной биеннале Венеции.
Использованы материалы, предоставленные отдельными павильонами, по сайту La Biennale. Фото: ©Anna Kolomiyets, указано по месту. Первое фото – вид изнутри Датского павильона, второе фото – Personal Water Collectors с сайта Греческого павильона. Заключительное фото: Павильон Аргентины, вид сверху, Courtesy: Diego Arraigada Arquitectos по источнику Cancillería Argentina.
Понравилось, поделитесь