Euroluce_Saloni 2023_foto Anna Kolomiyets_Zafferano_015

Euroluce 2023. Тренды

В первой части обзора с биеннале Euroluce, которой пришлось ждать на этот раз четыре года, мы рассказали о больших структурных изменениях и существенных инновациях миланской выставки. Они, как надеются организаторы, могут стать механизмом изменений для многих других выставочных событий в мире, дать пример, которому будут следовать. Также мы выяснили, говоря уже об эстетике, что самым заметным элементом из всех, в этом году стала форма трубки, предложенная во всех возможных интерпретациях. От гибкой сверхдлинной как садовый шланг до сложных композиций из прямых трубок, от синтетических материалов, штампованных 3D print до стекла, пластика, ткани и т.д. В продолжение, во второй части рассмотрим другие заметные тренды года. Как вишенка на торт, предложим TOP five – TOP-5 новинок по мнению эксперта, итальянского свето-дизайнера Маттео Фьоре*.

Формы, материалы, функционал – продолжение

Из трендов самым ярким в световом дизайне, безусловно, является тенденция к созданию систем, предлагающих необычные модульные решения для освещения пространства, особенно начиная с потолка. Прежде всего, это тема дорожки-рейки, которая иногда воспринимается как «основное» тело светильника, которое может само освещать, а иногда служит структурой, на которую устанавливаются точечные светильники spot и разнообразные подвески, от чисто технических как мини-прожектора до декоративных.

Родственная ей идея коллекций-семейств, которые состоят из торшеров, настенных бра, подвесных светильников, настольных ламп. К тому же все они нередко, в свою очередь, модульные и могут объединяться в большие композиции, создавая выразительные световые проекты для публичных интерьеров contract, концертных залов, лобби отелей, офисов, магазинов, и почему нет – и для частного жилья.

Так что, чтобы вам не «прыгать» между двумя частями этого обзора, повторим еще раз для удобства список самых заметных трендов, которые мы увидели в этот раз на Euroluce. Как и в первой части, здесь будет много фотоиллюстраций с кратким пояснениями:

  • нет больше границ между декоративным и техническим освещением,
  • большое количество предложений модульных систем с возможностью адаптации под любые проекты,
  • многие производители представили рейки-направляющие для гибких пространственных решений, с использованием в одном пространстве разных типов точечных светильников или подвесов,
  • для похожих пространственных решений подходят также светильники с системами соединений и противовесов, которые помогают создавать различные конфигурации и регулировать свет согласно потребностям,
  • очень популярным становится светильник-скульптура, часто больших размеров и сложной конфигурации, по-разному смотрящийся с разных перспектив, из разных точек наблюдения,
  • близкий предыдущему тип больших композиций с повторением одного или нескольких схожих световых объектов, которые вместе создают эффектный, объемный пространственный образ,
  • освещение становится все более гибким, с возможностью изменять его как по позиционированию, так и собственно по характеристикам света, таким как интенсивность, температура и т.д.
  • многие светильники под знаком биофилии, вдохновлены природными примерами, чаще флорой, в меньшей степени фауной,
  • ширится использование кинетических светильников и источников освещения, много таких примеров в так называемом архитектурном освещении,
  • источник света становится все более миниатюрным, почти эфемерным, при увеличении мощности светового потока,
  • большое предложение портативных и аккумуляторных настольных ламп,
  • остается тренд на сочетание функции освещения и шумопоглощения,
  • возвращение моды на вкусы 80-х годов прошлого столетия,
  • остаются популярными светильники так называемые «красивый даже выключенный», то есть с яркими декоративными свойствами, в сочетании с новыми материалами и технологиями эти модели часто бывают ярких цветов,
  • одна и та же универсальная модель применяется как в интерьере, так и в экстерьере, то есть разработчики сосредотачиваются на поиске соответствующих технических решений,
  • большинство производителей предлагают целые «семейства» светильников, когда в одной коллекции представлена вся линейка изделий: люстра, настенные бра, настольная лампа, торшер и т.д.
  • светильники, в которых тень играет более важную декоративную роль, чем собственно сам свет,
  • свет без тени и другие менее распространенные виды.

Очень популярная типология на этой выставке – множественные точки освещения spots на рельсах или структурах, с бесконечными возможностями изменений и персонализации. В большинстве случаев касается освещения, которое «рисует» пространство, особенно в общественных заведениях, офисах, музеях и т.д. Выше – яркий пример, рельсовые модели Tubs Modular от бренда Vivida International, дизайн Nahtrang Studio.

Artemide расширила возможности линии на рельсах — она может питать и поддерживать несколько элементов освещения — моделью Sylt (ниже)
Sylt, дизайн Carlotta de Bevilacqua, фото Artemide
Другого типа система освещения на рельсе Souvlaki от марки Rotaliana, название греческого «шашлыка», дизайн Giovanni Lauda
Рельсовая система освещения Airtek One от бренда Karman, дизайн Edmondo Testaguzza
Модель на рельсах на стенде польского бренда LumoLamp — и световая трубка, и рейки, и подвески
Многовариантные системы реек от греческого бренда Zambelis Lighting, тут и ниже
Конфигураторы пространства, рейка profile system и track spots австрийского бренда Prolicht — углубленные, подвешенные, световые, криволинейные
Подвесные вариабельные системы реек Circus от испанского бренда Vibia, дизайн Antoni Arola
Vivida International Рейковые модели Tubs Modular и другие линии. Тут и ниже — световые трубки в соединении с рейками
Система освещенных реек-направляющих для экстерьера от бренда Simes, тут и ниже
Бренд Ivela Custom Light сочетает рейки, трубки и точечные лампы для систем Surfaces — Lines — Dots

Все больше появляется моделей светильников с системами соединений и противовесов, которые помогают создавать различные конфигурации с ярким декоративным и пространственным эффектом.

Один из ярких примеров с подвесами модель Liiu бренда Luceplan, дизайн Studio Vantot. Тут и ниже
Натяжные направляющие и подвесы в модели Funivia Outdoor от Artemide, дизайн Carlotta De Bevilacqua, тут и ниже
Почти незаметная структура модели Compass испанского бренда Estiluz может генерировать гибкую геометрию, дизайн Nahtrang Studio
Модель Plusminus от Vibia, дизайн Diez Office
Многие модели бренда Ingo Maurer построены на балансе противовесов

Типология светильник-скульптура, обычно больших размеров и сложной конфигурации, имеющий различную перспективу с разных точек наблюдения. В основном такие светильники рекомендованы для интерьеров contract. Похожего эффекта можно достичь также повтором многих небольших элементов, сопоставленных в большую композицию, обычно кастомизированную ad hoc.

Грандиознаа пространственная инсталляция Crystal Beat чешского бренда Preciosa, более 800 хрустальных деталей ручной работы. Дизайн Andreas Klug и Michael Vasku
Целый ряд примеров световых скульптур на стенде Slamp
Историческая венецианская марка Barovier&Toso славится именно такими моделями-скульптурами, тут и ниже
Такой же принцип и в другом примере другого известного бренда из Венеции Venini
Световые скульптуры по дизайну французского архитектора Henri Bursztyn, основателя одноименного бренда
Световая технологичная скульптура Pollux suspension нидерландского бренда Quasar, дизайн by Jan Pauwels
Один из самых ярких примеров светильника-скульптуры кинетическая модель Crystal Rock від Lasvit, дизайн Arik Levy
Кинетический кастомизированный светильник-скульптура от Lasvit
Световые скульптуры ad hoc от чешской марки Sans Souci
Catellani&Smith, многократно повторяя небольшую модель, создается уникальное пространственное световое решение
Полная свобода компоновки шнуров с лампами в новой модели современного канделябра Multidot от Martinelli Luce, дизайн Brian Sironi
Множество стеклянных сфер в световой скульптуре от Leucos
Световая скульптура от Multiforme
Многократно повторенный элемент создает уникальную крупную форму. На стенде чешского бренда Bomma — handcrafted sculptural lighting. Тут и ниже 
Легкая и эфемерная скульптура из света и дерева от испанцев :Lzf
Дерево и свет в скульптурной модели Illan от Luceplan, дизайн Zsuzsanna Horvath, финалистка отбора Salone Satellite
Металлическая ткань моделирует световую скульптуру, модель Parachute от Knikerboker
Световые скульптуры из дерева и текстиля на стенде Danish Pavilion
Бра-скульптура Soul Story от французского бренда dcwe, дизайн Charles Kalpakian

Большую группу составили светильникиы под знаком биофилии, вдохновленные природными образцами, чаще флористическими, в меньшей степени фауной. Некоторые очень точно воспроизводят природу, другие создают скорее образ. Материалы исполнения самые разнообразные.

Французская марка Art et Floritude показала линии Végétal и Collection Héritage из металла и фарфора на элементах LED
Световые скульптуры от нидерландской марки Brand Van Egmont
Элегантная и суровая, новинка люстра Desert Wind по дизайну одного из основателей марки William Brand
Люстра Primavera от Brand Van Egmont
Испанский бренд Lladrò — фарфор, металл и свет, новинка люстра Mokuren как дерево магнолии, дизайн Naoto Fukasawa
Cветльник Tulip Battery от Slamp — романтичная световая инсталляция Marc Sadler, предлагается в настольной версии с аккумуляторной батареей
Настольная лампа от Multiforme. Ниже от них же люстры и бра
Португальский бренд Serip — organic design, тут и ниже
Новинка коллекция Calathea, дизайн Miguel Palma
Светильник Voa Nidus Large рекомендован для отелей
Световая композиция из коллекции Folio

Тренд сочетания функции освещения и шумопоглощения снова подтвердился. Бренды показали много интересных предложений с яркими дизайнерскими решениями, иногда это настоящие скульптуры, которые украсят любой интерьер. Конечно, потребность в тишине и покое важна, когда мы сидим в ресторане или пытаемся сконцентрироваться на рабочих моментах в офисе. Однако акустический комфорт нужен и когда мы хотим почитать в тишине собственной гостиной. Поэтому большинство увиденных предложений было задумано брендами и для сегмента contract, и для частных интерьеров.

Бельгийский бренд Vewer & Ducré показал целый ряд светильников из фетра Soft Acoustics с функцией шумопонижения: Industrial style, retro charm, glam look
Коллекции подвесные Solli Cocoon, потолочные Mirro Soft, модульные настенные Tapis Soft в натуральных цветах позволяют создавать настоящие декоративные композиции
Buzzi Space Acoustic Lighting создал настоящие фетровые световые скульптуры в ярких цветах, здесь и ниже
Не только освещают, но и уменьшают чрезмерный фоновый шум на открытых пространствах, комнатах для переговоров, конференц-залах и холлах
Широкий ассортимент подвесных светильников, торшеров и люстр, где свет, акустика и эстетика сочетаются в гармонии — Buzzi Space
Модель BuzziChip, плюшевая поверхность модели создает уют
Выразительная серия BuzziPleat light
Коллекция Eggboard Circle от Artemide — структура помогает уменьшить реверберацию звука, а цилиндрическая сердцевина улавливает звуковые волны, дизайн Progetto CMR — Giacobone & Roj
Аккустические модели Luceplan создает уже больше десяти лет. Farel, дизайн Diego Sferrazza; Silenzio, дизайн Monica Armani, Koinè, дизайн Studio Mandalaki
Акустичнеские лампы Trypta, дизайн Stephen Burks, Diade от Monica Armani, i Pétale от Odile Decq
Новинка Euroluce 2023 аккустическая коллекция из фетра Alibel, дизайн Alessandro Zambelli. Настенные и потолочные подвесные
Аккустические модели от австрийского бренда Prolicht, в сотрудничестве со швейцарской Impact Acoustic®. Модели Umbra Raun Pro, Spark Pro из специального материала ARCHI SONIC® швейцарской разработки, из переработанных пластиковых бутылок
Выразительные, функциональные и экологичные акустические светильники от Modo Luce. Тут модель Basilica в честь Палладио, дизайн Baldessari e Baldessari
Новинка — аккустическая модель Frisè с отраженным светом, дизайн Francesca Smiraglia, и Basilica «в профиль»
Модель Oliver, дизайн Arturo Bellese, в глубине — Ombrella, дизайн Paolo Grasselli
Новая аккустическая модель Etnia F68 от бренда Fabbian, дизайн MinelliFossati design studio
Модель, которая так и зовтся Acustica F58, состоит из купола, изготовленного из PET (тип переработанного полиэстера), рекомендована для ресторанов, роскошных офисов, а также для больших зон ожидания. Fabbian.

Мало осталось брендов, которые не уделили бы внимания такой типологии как портативные и аккумуляторные беспроводные лампы. Это исключительно популярная разновидность светильников, очень разных как по форме, так и по материалам.

Супер специализированный именно в беспроводных моделях японский бренд Ambientec, их новая модель Cachalot победитель archiproducts DESIGN AWARDS 2022
Новая лампа Madco — первый эксперимент Ambientec с цветом, дизайн Elisa Ossino
Новая интерпретация лампы TURN CRAFT, невероятное японское качество во всем, дизайн Nao Tamura, в прошлом победительницы Salone Satellite Award
Минималистичная модель из алюминия Extrus-T table lamp, Kensaku Oshiro
Похожей формы при другом решении беспроводные модели от Cini & Nils
Безпроводная настольная лампа от Catellani&Smith
Изысканная переносная лампа от Barovier&Toso соединяет стекло, металл и фарфор
Настольная лампа Fazoletto da tavolo (Настольный платок) новинка от исторической венецианской марки Venini, дизайн Marco Piva
Симпатичный Alieno (Инопланетянин) снова от Venini и снова по дизайну Marco Piva
Модели Bell Portable LED copper — новинка от Tom Dixon
Новая замечательная модель Africa от Vibia, дизайн Francisco Gómez Paz. Одна из самых интересных новинок Euroluce
Давно известен как гений-изобретатель необычных беспроводных ламп Davide Groppi, новинка VIS À VIS, дизайн Michele Groppi
Еще одна новая ироничная модель Post Prandium, дизайн Davide Groppi

На этом мы прервемся с перечнем основных трендов Euroluce и продолжим в третьей части. Будут модели из текстиля, дерева, металла, камня, керамики; светильники, в которых тень важнее света, экстерьерные модели, необычные предложения, которые трудно каталогизировать. Также поделимся своим списком самых интересных моделей ТОП-5 по версии журнала Project from Italy. А пока что, в завершение второй части обзора покажем то, на чем остановился наш эксперт, светодизайнер Маттео Фьоре.

***

ТОП-5 от Маттео Фьоре

*Matteo Fiore – итальянский архитектор, свето-дизайнер, который стоял у истоков культуры проекта освещения в сегодняшнем его понимании. За более чем 30 лет специализации, он стал ведущим специалистом по освещению бутиков таких всемирно известных брендов как Valentino, Tod’s, Max Mara, Vivienne Westwood, Corneliani, Hogan и других в Италии и мире. Кроме того, шоу-румов и флагманских магазинов Cassina, BMW Italia, а также многочисленных выставок и музеев в Италии и за рубежом. Работал он и со студией Захи Хадид, в том числе на оформлении ее первой ретроспективной выставки для римского музея MAXXI, который как раз и принес славу британско-иранской архитектору.

Маттео хорошо знает, что такое светильник не только в теории, но и на практике, потому что сам разработчик многих моделей. Он создал немало светильников для Flos, Erco, iGuzzini, Reggiani, Zerbetto, Dil. Еще он многолетний лектор международных курсов HoReCa Workshop в Милане, так что привык не только анализировать, но и внятно объяснять. Для нас он любезно согласился определить пять самых интересных, по его мнению, новинок этой выставки. Интересно было услышать и его мотивацию, иногда очень поэтичную.

1

Коллекция Class

Типология: светодиодный LED торшер или настенный светильник из алюминия и рифленого стекла.

Год производства: 2023

Дизайнер Sebastian Herkner

Бренд: Vibia (Испания)

Class в парной версии. Фото: Vibia

Простой, но элегантный уличный светильник. Он воплощает память о классическом фонаре, но пересмотрен в линейной манере, возможно, несколько строгий, но в то же время изысканный и декоративный.
Я думаю, что это правильный продукт для освещения сада, где требуется рассеянное освещение без светотени. Эстетика будет создаваться скорее сдержанной выразительностью формы изделия, чем светом. Спокойный дизайнерский акцент для открытых площадок.

2

Модель CHAPEAUX

Коллекция: Chapeaux

Типология: металлическая настольная лампа со светодиодным источником LED

Год производства: 2023

Дизайнер Rodolfo Dordoni

Бренд: Foscarini (Италия)

Модель Chapeaux burgundy, и никакой тени. Фото Foscarini

Что может быть сложнее, чем придумать что-то новое в сфере, где все уже сделано и где решение всегда остается неизменным: декоративную настольную лампу?

Дордони удалось это сделать благодаря искусной алхимии, соединив неизменную форму с тремя вариантами оттенков. Именно так. Основание из прозрачного Pirex, полимерная сердцевина, которая удерживает светодиодный источник света, и три разных абажура с прямым подключением: 1 – металлическая пластина, 2 – конус из дутого стекла и 3 –  фарфоровый купол. Свет проявляет себя деликатно и комфортно для такого повседневного предмета благодаря диалогу между материалами и формами, которые очаровывают своей непосредственной простотой. Поздравляем, действительно Chapeaux! Снимаю шляпу! Как когда-то было привычно восклицать с чувством одобрительного благоговения. [Французское восклицание «Шапо!» (и коснуться головы) так и переводится, как похвальное «снимаю шляпу», н.р.].

3

Коллекция: Emi
Типология: светодиодный LED торшер, основание-база из прессованной стали, штанга и основной корпус — из алюминия.

Год производства: 2023
Дизайнер Erwan Bouroullec 

Бренд: Flos (Италия)

Emi в белой версии

Этот светильник в напольном варианте покорил меня по нескольким причинам.

Во-первых, это его строгий дизайн, который отвергает любое украшательство.

Вторая – поиск непрямого света в чистом виде: освещать, не показывая, откуда исходит свет. Конечно, размещённая внутри оптика с антибликовым покрытием не позволяет увидеть источник света. Светильник остаётся в комнате, как некий оккультный страж, 160-сантиметровый стержень, заключивший в себя свет.

Третье – интересное противоречие в отношении бренда-производителя, известного сочетанием «материи и дизайна» со светом, чтобы в этом случае выразить только этот последний, свет, в наиболее чистом его виде.

Black flag. Ниже в белой версии. В отличие от Маттео, нам эта модель понравилась

С другой стороны, алхимия не сработала в модели Константина Грчича (Konstantin Grcic) «Black flag«, новой интерпретации неповторимой модели «261» по дизайну Paolo Rizzato, также от Flos. Здесь форма подчиняется функции: взять и направить свет куда угодно в комнате (радиус не менее 3 метров).
Результат, однако, неубедителен, поскольку корпус светильника не очень “стройный”, а значит, он слишком присутствует, слишком утяжеляет собой помещение, в котором находится.

4

Коллекция: Dama

Типология: Светодиодный напольный, настольный, подвесной светильник, алюминиевая конструкция, пергаментный абажур-рассеиватель

Год производства: 2023

Дизайнери Ludovica+Roberto Palomba

Бренд: Vibia (Испания)

Все варианты модели Dama: торшер, настольная лампа, люстра. Фото Vibia

В этой лампе с ее знаковой, эталонной формой также, как и в предыдущих примерах, поражает переосмысление пропорций, материала, скрытой, но не спрятанной технологии.

Тонкий световой поток, светящаяся полоска из бумаги испускает теплый, мягкий свет. Внутри светодиодное кольцо LED проецирует свет на абажур, и изобретательно скрывает источник света, световую ленту. Деликатная структура по сути сливается с мягким, светлым абажуром. Легкость, великолепный дизайн, наслаждение и отдых для глаз.

5

Модель: RODA S/120

Коллекция: Roda

Типология: Светодиодный LED светильник, подвесной, настенный, потолочный из алюминия, стали и ткани

Год производства: 2023

Дизайнер: Joana Bover

Бренд: Bover (Испания)

Эту лампу, в разных ее размерах, я выделяю не из-за типа ее дизайна, которым сейчас злоупотребляют многие компании. А именно – предложение тройных колец, для интерьерного или экстерьерного применения.
Я подчеркиваю заслугу дизайнера, которая сделала структуру более легкой, тонкой и минимальной, облачив ее в «одежду» – периметральную ленту – которая по-новому декоративно переосмысливает модель.

Благодарим Маттео за ценный анализ и можем сказать, что финальный счет Испания: Италия 3:2. Это, конечно, шутка, потому что в любом случае побеждает высокое проектное и исполнительское мастерство.

***

Подытоживая, свет влияет на наше восприятие, работоспособность, предпочтения, поведение и даже настроение. Именно поэтому дизайн освещения имеет решающее значение для успеха любого проекта. Маттео Фьоре знает. Так что вдохновляйтесь!

В статье использованы материалы, предоставленные экспонентами Salone del Mobile Euroluce, фото ©Anna Kolomiyets, указано по месту или предоставленные брендами. На первом фото стенд итальянского бренда Zafferano. На втором и заключительном фото стенд Catellani&Smith, “Ciao! Чао!” до следующей биеннале света Euroluce 2025.

Понравилось, поделитесь

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

Добавить комментарий

Похожие материалы