Продолжаем обзор специального события в Милане, альтернативы знаменитого Миланского мебельного Салона эпохи пост-ковид. Одно из самых ярких впечатлений supersalone “Выставка в выставке” – The Lost Graduation Show, в центральном пространстве двух четных павильонов, 2 и 4, стала настоящим открытием. Здесь на рядах разновысоких подиумов, построенных из белых разборных блоков Ytong автоклавного газобетона, были собраны работы 170 студентов из 48 школ дизайна и 22 стран, итог жесткого отбора из моря поступивших на открытый конкурс проектов. Насколько непростой была задача жюри можно понять, если учесть, что школ в начале июня было заявлено почти 300 из 59 стран.
Идея организаторам пришла гениальная – компенсировать ребятам, выпускникам скомканного учебного года 2020/2021, все сложности учебы последних полутора лет возможностью показать свои выпускные проекты на такой престижной площадке как миланский Салон. Куратором выставки была приглашена Анниина Койву, молодая швейцарская автор, пишущая о дизайне, живет и работает между Лозанной и Миланом, уже выпустившая несколько книг об итальянском и мировом дизайне. Ей однозначно удалось “стряхнуть пыль” с поднадоевшего образа Салона Сателлита. Начало в первой части, продолжение в третьей.
***
В этой части будет больше картинок, чем слов, но и он позволяют оценить уровень отобранных проектов. По возможности будут подписаны все имена авторов и даны описания.
Темы исследований и мотивация студентов были из самых разных сфер: от гендерных проблем до экологии производства; сохранение традиционных ремесленных техник и переработка материалов, защита прав ЛГБТ и климатический кризис. И глядя на географию авторов проектов, самую разную, действительно планетарную, и схожесть заявленных проблем, можно было только удивляться такому явному проявлению глобализации в работах молодого поколения творческих личностей. С такой одаренной молодежью будущее кажется светлым!
***
Лучшие стенды
Сказав об организаторах, нельзя не сказать об экспонентах – ведь они кровь и лимфа мероприятия. В этот раз особенно интересно было дать оценку оформлению стендов, потому что впервые все участники были поставлены практически в равные условия. Могла меняться только занимаемая площадь унифицированных по идее Стефано Боэри и Андреа Капуто модулей. И то в определенных рамках. Так что здесь все зависело от estro, способности архитектора/дизайнера найти идею, концепцию, которая бы точно передавала дух бренда, времени, показывала новинки и/или рассказала историю в минимальных эффектных образах. И тут были как взлеты, так и провалы, как было сказано выше.
Небольшое узкое пространство сильно отличалось от огромных впечатляющих стендов, к которым мы привыкли на Салонах. Так вот, если говорить об абсолютном призере негласного “конкурса стендов”, с непреодолимым отрывом от всех ушел вперед бренд Molteni & C. (фото выше). Его оформлением занимался израильско-американский дизайнер Рон Гилад (Ron Gilad).
Molteni & C по гениальной идее Гилада создал инсталляцию, которая поразила всех. Она полностью заняла максимально позволенное пространство, и показала только одну модель исторического кресла Round D.154.5 по проекту Джо Понти 1954 года (снова возвращение к 50-60-м годам). Название кресла происходит от его округлых форм, и выглядит оно совершенно актуально и современно, несмотря на такой возраст – для воссоздания и некоторого пересмотра модели, созданной для Molteni 67 лет назад, были подняты архивы Gio Ponti Archives.
Но дело не только в самом кресле, а в сценарии, повторившем его сотни раз. Но как! Гилад воссоздал на выставке салон самолета, с иллюминаторами, стюардессами, диктором – вся сцена воссоздает полет рейса… номер D.154. Атмосфера полного погружения, благодаря меняющейся “за окном” картинке, прохаживающейся вдоль рядов стюардессе, объявлениям.
Но как оказалось, сам выбор кресла, авангардного для своего времени продукта, не был случайным. Он использовался для отделки офисов Alitalia на Манхэттене (1958) и пассажирского терминала Alitalia (1960) в Милане. И поверьте, эти кресла не пустовали все время выставки. Аплодисменты!
Ниже покажем другие стенды, которые понравились, с кратким описанием. Призовые места раздали на свой вкус, мнения могут отличаться.
V-Zug – швейцарская марка бытовой техники и оборудования с новым холодильником. Гениальный минимализм.
Knoll – американская марка офисной и домашней мебели, основанная на идеях Баухауса, ярко рассказала свою историю.
Giorgetti – итальянский мебельный бренд выбрал лишь одну модель кресла-качалки Move, дизайн Раффаэллы Пульятти, и препарировал ее, подав как объект contemporary art, поддержав инсталляцию видео-рассказом о “мире Giorgetti” на панелях с высоким разрешением.
Savio Firmino – известный флорентийский бренд классической мебели не стал везти в Милан детские комнаты или витиеватые изголовья, по которым мы хорошо их знаем. Они наглядно проиллюстрировали фразу lessi s more Миса ван дер Рое. И показали единственную модель стула из коллекции Cityng дизайнера Cosimo De Vita, премьеру прошлого года со спинкой в виде архитектурных символов итальянских городов. В Милан, конечно, любезно привезли только миланский собор Дуомо. Стенд выгодно выделялся среди соседей, других классических марок.
Villari – марка художественного фарфора из Виченцы в минимальных жестах создала яркий образ и показала высокое ремесленное мастерство.
Sagevan Marmi – фирма из Масса Каррара, продающая мраморные блоки и изделия из натурального камня, показала, как в нескольких “словах” можно рассказать о себе. Была показана единственная модель нового светильника из мрамора. Яркий и запоминающийся образ, процитированный многими журналистами.
Коллективный стенд Бразилии – однозначно завоевал симпатии многих высочайшим качеством представленных моделей, объединенных общим зеленым фоном. Видимо, Америка сильно соскучилась по Европе за время локдауна.
В общем, успешное оформление однозначно можно было определить по толпящимся перед стендами посетителям. Закончим здесь обзор показом еще нескольких удачных стендов, потому что примеров может быть еще много.
И в заключение, среди ярких впечатлений — 4 площадки в четырех павильонах, с посвящением стульям/креслам/табуретам Take Your Seat, моделям, отмеченным престижной национальной премией «Золотой циркуль». С 1954 года по сегодняшний день 34 стула были удостоены награды Compasso d’Oro Award, а более сотни награждены почетными грамотами. Чтобы показать хоть часть этого безразмерного наследия, ведь архив архив объектов и историй неисчерпаем, новый миланский Музей дизайна ADI поручил архитектору и исследователю Нине Бассоли организовать выставку «Выбери место», которая представляет Музей на supersalone. Четыре из пяти разделов выставки распределились между выставочными павильонами, дополнительная часть в самом музее ADI. Отличная идея — великолепное воплощение!
***
В следующей части от supersalone перейдем к выставке-посвящению в Триеннале, она и о роли города Милана в истории появления Салона.
Продолжение следует…
По материалам Salone del Mobile. К кураторThe Lost Graduation Show — Anniina Koivu, Take Your Seat – куратор Nina Bassoli. Фото: ©Anna Kolomiyets, указано по месту, из открытого доступа. О классической версии Салонов можно прочитать у нас в блоге «i Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан». Начало обзора 2021 в первой части, продолжение в третьей.
Понравилось, поделитесь