В продолжение обзора по supersalone и перед тем как перейти к Fuorisalone, соединительным звеном станет рассказ о выставке, которая прошла в Музее дизайна Triennale. Потому что она имеет непосредственное отношение к происходящему в Rho Fiera и называется: Il Salone / la Città. Полное название “Салон / Город. 60-летняя история сопутствующих событий в городе”.
Куратор Марио Пьяцца придумал оригинальное оформление, легкое и гибкое, остроумное и запоминающееся. Развитие истории происходит не в строго хронологическом смысле, потому что событий было так много, что не хватило бы всех залов Триеннале. Поэтому зрителям была предложена некая поэтическая интерпретация, антологическая коллекция, которая через фото, каталоги, плакаты, видео и предметы помогла бы понять ценность и значение Салона для истории дизайна, в его многолетнем конструктивном диалоге с городом. Начало обзора 2021 в первой и второй части.
Выставка начинается с гигантской фотографии четырнадцати “отцов-основателей” – смелых итальянских предпринимателей, создавших Салон. И потом разворачивается в серии тематических залов, с рассказом о культурной дискуссии длиной в 60 лет. Прочтение может быть свободным, как и маршрут прохождения от фрагмента к фрагменту.
Самым трогательным можно назвать раздел, который рассказывает о великих мастерах. Тут вкруг золотой мозаичной “Перчатки” Алессандро Мендини, последнего ушедшего, разворачивается диалог между мэтрами итальянского дизайна: тут есть братья Кастильони, Джо Понти, Джо Коломбо, Вико Маджитретти, Этторе Соттсасс, Бруно Мунари, Массимо Виньелли…
Процесс творчества (или жизни) Этторе Соттсасса:
«Немного... Немного слабости; немного любопытства; немного вопросов; немного двойственности; немного мысли; немного заботы; немного одиночества; немного испуга; немного сомнений; немного «а кто знает»; немного внимания; немного помощи; немого недоумения / немного сладости ; немного горечи. Чао. Я пошел… Этторе»
Фото и документы из архивов Триеннале Милана и Salone del Mobile отлично передают атмосферу культурного брожения тех лет, начала славной истории дизайна Made in Italy. Времени, когда Италия бросила вызов гегемонии шведской и североевропейской дизайнерской школы 50-х годов. Не случайно среди итальянских мастеров дизайна здесь есть и Алвар Аалто, глава финской школы. Но Италия тогда смело предъявила миру свою идентичность, тесно связанную с концепцией genius loci, такой многогранной на итальянской земле, что это скоро дало свои яркие и поразительные результаты.
Блуждая по лабиринту выставки, с узнаваемыми иконами дизайна, памятными видео прошлых и недавних лет, мы с удовольствием узнавали проекты Before Design: Classic (2016) и DeLightFull (2017) с фильмами Маттео Гарроне. Как и другие замечательные, которые было приятно освежить в памяти за их высокий класс исполнения. Ведь Салон всегда был и остается чем-то бóльшим, чем просто выставка-ярмарка. Он ориентир и флюгер, датчик и локомотив трендов, двигатель миллиардного бизнеса, наконец.
Завершало маршрут гигантское панно, собранное из постеров Салонов разных лет, от основания до сегодня, с доминирующим красным Pantone 485.
Кстати, выставка Il Salone / la Città оказалась настолько успешной, что только ее посетило больше 35000 человек. Так что было решено продлить ее еще на неделю, до 19 сентября. Добрый знак в ожидании следующего года.
Остается готовиться к полноценной 60-й выставке Salone del Mobile.Milano с 5 по 10 апреля 2022 года. Организаторы уже назначили встречу.
По материалам Salone del Mobile. Выставка в Музее Дизайна Триеннале Il Salone/la Città. La Storia di 60 anni di eventi collaterali nella città – Mario Piazza. Фото: ©Anna Kolomiyets, Nicola Ticozzi, указано по месту, из открытого доступа. О классической версии Салонов можно прочитать у нас в блоге «i Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан». Начало обзора 2021 в первой и второй части.
Понравилось, поделитесь