Каждый год, начиная очередной обзор выставки Cersaie, понимаешь, что задача становится все сложнее. Потому что рассказ должен быть не только актуальным и полезным читателю, но и по возможности не должен повторять себя саму предыдущих раз. Тренированный глаз видит отличия и новинки, остается только найти правильный ход для раскрытия темы. Итак, mission is possible. Здесь найдете обзор главных трендов из павильонов самого известного международного Салона керамики для архитектуры и оборудования для ванных комнат, который проходил в Болонье с 25 по 29 сентября, и стал юбилейным сороковым мероприятием. Посмотрим подробнее, какие сюрпризы приготовили посетителям Cersaie производители из двадцати семи стран мира, какие дизайнерские тенденции были сформированы за год. В дополнение, для нашего журнала эта выставка стала особенной, в чем-то моментом славы. Теперь детальнее обо всем этом, потому что лежат наготове более тысячи фотографий великолепных керамических изделий – непростая задача выбрать из них самое интересное.
***
Перед тем, как начать обзор, хочется вкратце отвлечься на событие, произошедшее в первый день выставки во время Международной конференции открытия Cersaie. Вечером 25 сентября наш журнал был награжден престижной журналистской премией Ceramics of Italy Journalism Award 2023. Так высоко жюри и организаторы оценили статью «Новые рубежи керамики» и два следующих за ней обзора выставки прошлого года (автор Анна Коломиец). Впервые в истории Премии, а это 26-й Конкурс, был отмечен цифровой журнал, а не бумажное издание. Так что в определенном смысле, наш web magazine открыл новую эпоху и определил приоритеты в сегменте профильных изданий для архитекторов и дизайнеров. Это первая такая престижная награда для Project from Italy. Надеемся, это только начало.
***
Тренды в керамике для проекта
Начиная рассказывать и показывать, надо отметить один важный момент – самые существенные открытия и прогресс в производстве керамической плитки происходят в технологиях, в том, чего не видно, но что отражается как на эстетической, так и на этической составляющей финального изделия. Как бы кого-то не утомила тема устойчивого развития, она остается сверхважной для всех производителей. Основные исследовательские усилия брендов направлены именно туда, на создание материалов eco-friendly и multy-specific surface с наименьшим негативным воздействием на окружающую среду. Это не только уменьшение негативного экологического «отпечатка» и увеличение круговой экономики, но и изобретение таких футуристических свойств керамики как самоочищение, антибактериальные, противогрибковые, антивирусные и т.д. Углубить собственные познания об этих направлениях можно в детальном изложении в статье-призере прошлого года – все они остаются актуальными. Понятно, что с тех пор прогресс в этом направлении только углубился.
***
Итак, что происходит в эстетике керамики? Какие тренды вышли на первый план с выставки 2022? Их несколько. Отдельные можно назвать развитием и продолжением прошлогодних. В конце покажем некоторые совсем удивительные предложения этого года. Дальше будет краткое описание и множество фотоиллюстраций с самыми характерными примерами – для лучшего понимания, о чем идет речь.
Наиболее заметными по количеству и разнообразию предложения можно назвать два самых больших тренда – это использование золота/серебра и микро-рельеф. О них можно говорить безотносительно к размерам плитки – шла бы речь о маленьких керамических плитках или о больших керамогранитных плитах-слябах. Золото присутствует в виде декоративного рисунка, в прожилках мрамора. Есть предложения плит с матовым золотым фоном в контрасте с блестящим рисунком, в виде зеркально полированных золотых поверхностей, состаренных или имитирующих обои с золотым декором. Золото сверкало в этом году почти на всех стендах. Немного отставало от него серебро, но почти все бренды предлагали обе версии этих дорогих металлов в самом разнообразном воплощении.
Относительно микро-рельефа. Некоторые интересные примеры можно было видеть уже в прошлом году и в предыдущие (вероятно, начало положила в 2009 году Патриша Уркиола с плиткой Déchire для марки Mutina). Но в этот раз случился настоящий бум микро- и барельефа. Цифровое моделирование и новейшие способы производства позволяют воплотить самые сложные, почти незаметные рельефы поверхности. Ритмичные, математически упорядоченные как матрица, как отпечаток тканого полотна, листьев или кажущиеся спонтанными, нарисованными ветром в дюнах.
Можно было увидеть у многих точки небольшой глубины или выпуклости, геометрические или хаотичные. Их интересно рассматривать вблизи, возможно даже в очках, однако на расстоянии и при определенном освещении они создают неожиданные и меняющиеся эффекты, игру света и тени, не говоря уже о тактильных ощущениях. В этом году производители в некоторых сериях добавили к микро-рельефу в той же плитке еще и цвет или выборочное глазирование.
К этой группе можно отнести и нанесение второго слоя в виде тонкой рельефной нити-линии, в форме линейного рисунка, чаще геометрического, глазурованного или цветного на однотонном фоне.
Еще один заметный тренд, порожденный новыми возможностями технологий – глубина проникновения рельефа и рисунка в керамическую поверхность. Это позволяет создавать еще более реалистичные и материальные поверхности и 3D-эффекты, имитирующие любые другие материалы, от мрамора до камня, дерева, металла, кожи или текстиля. Или проявляются еще в одной заметной тенденции – создают имитацию состаренного, потертого, почти впервые этот прием задействовали на мраморных и каменных поверхностях.
Когда речь идет о большеразмерных слябах большей толщины, например, для пола или столешницы, до 200 мм и более, «рисунок» распространяется и на торец-срез плитки, создавая очень правдоподобный эффект. Эти новые возможности касаются и тактильных качеств плит.
Благодаря передовым технологиям, использованию супер-белых чернил, химического воздействия и цифровой графики высокого разрешения удается имитировать глубину таких сложных мраморов как оникс или алебастр, которые на самом деле кажутся прозрачными, как они есть в природе.
Очень заметными количественно было предложение плит, имитирующих цементы, многочисленные вариации Concrete. Гладкие, состаренные, с дефектами, с нанесенным рисунком, с эффектом spatolato – следами шпателя, с трещинками и рельефом, полированные, крашеные, разноцветные в массе и со вставками декоративных элементов. В версии для экстерьера такая керамика достаточно точно воспроизводит большие цементные плиты для мощения, в том числе по толщине, но с лучшими характеристикам износостойкости.
Как продолжение предложения цементов, вернулся во множестве вариаций тренд на тему венецианской террасы и палладианы. Это не только очень реалистичные имитации мелких каменных вкраплений, но и вариации с геометрическим рисунком, наслоениями декора, эффектом изношенности, целыми композициями в разных цветах. Были и более традиционные варианты плиток с рисунком, напоминающие экстерьерные индустриальные плиты.
На этом прервемся, чтобы вернуться во второй части к обзору керамических трендов, которые используют более яркую цветовую палитру, глянцевые и матовые эффекты, рельеф, коллажи из разных материалов и сложные многослойные отделки. Расскажем, какие тенденции наблюдаются в малоразмерной и традиционной плитке, как изменился прошлогодний тренд на воспроизведение в керамике обоев. В завершение покажем, до каких вершин и разнообразия дошло создание мебели для интерьера и экстерьера из керамогранитной плитки.
Продолжение следует…
Использованы материалы, предоставленные организаторами Cersaie и отдельными брендами. Фото: ©Anna Kolomiyets, Nicola Ticozzi, указано по месту. На заключительном фото: на стенде Serenissima, Gruppo Romani.
Понравилось, поделитесь