Лигурия – узенькая полоска благодатного побережья на итальянском Северо-западе, с прекрасным гористым пейзажем, роскошной растительностью и мягким климатом. Излюбленное место отдыха старинных аристократов и интернациональных нуворишей. На отвесных обрывистых скалах здесь зависли прекрасные патрицианские виллы, утопающие в зелени экзотических садов, часто и по сегодня сохраняющие благородные имена своих первых владельцев. Costa azzurra, Лазурный берег – это не только имя, но и видимая реальность, потому что он действительно лазурный под высоким лигурийским небом, с бесстыдно роскошными яхтами в заливе в видимости узких пляжей. А имена Порто-Фино, Савона, Санта-Маргерита, ближние Монте-Карло, Монако и Ницца звучат как музыка для уха из мира bello far niente, роскоши и праздности.
Когда-то все эти райские владения, как и обширнейшие территории на всем Севере, принадлежали независимой Генуэзской республике, безраздельно властвующей на Средиземноморье на протяжении столетий, и состязающейся лишь с другой владычицей морей – Венецией, в праве называться первой. Не было в Европе позднего Ренессанса более ловких банкиров, более способных и энергичных купцов, более смелых и безрассудных корсаров и путешественников-авантюристов, которые не выходили бы из порта Генуи – столицы торговых сделок и богатства той эпохи. Не случайно Генуя до сих пор спорит с Барселоной по поводу принадлежности Колумба и порта, из которого он отбыл открывать Новый Свет.
Вторая половина XV века ознаменовалась для Лигурии небывалым культурным, социальным, экономическим расцветом и политической активностью, выходящей далеко за пределы Mare Nostrum, как в античном мире называли Средиземное море. Богатые коммерсанты из местной аристократии становились умелыми купцами и завоевывали все новые рынки, а для усиления своих позиций объединялись в Торговые гильдии, которые чуть позднее и дали жизнь Генуэзской республике, государству, имевшему только одного уже упомянутого серьезного соперника-конкурента на суше и на море – Светлейшую Венецианскую республику.
Приток несметных богатств вызвал в столице небывалый строительный бум – тогда и началась трансформация средневекового города, затронувшая в первую очередь исторический центр, здания дворцов, конфигурацию площадей. В Генуе расширялись и достраивались старинные палаццо, сносились старые и ветхие постройки, выпрямлялись улицы и прокладывались новые.
Распространенная здесь политика деловых брачных союзов старинных патрицианских родов, появление молодого предприимчивого дворянства со своими амбициями, обогащение купечества вылилось в слиянии земельных владений и недвижимости, и вызвало необходимость в перестройке и расширении зданий. Никого уже не устраивали простые параллелепипеды палаццо, и знать просто состязалась между собой в роскоши декоров и лепнины, в изысканности обстановки по последней моде (часто французской), в количестве позолоты и зеркал.
Особенностью местного зодчества эпохи барокко и маньеризма стал богато декорированный не только интерьер, но и фасад зданий – сочетание объемных штукатурок stucco*, достоверно имитирующих более дорогие материалы, как мрамор и камень (а иногда и металл, золочение, драпировки, облака!), с фресками, воспроизводящими архитектурные элементы, со всеми простроенными тенями, полутонами и бликами.
А начало, некий старт этой традиции был дан известнейшим генуэзским правителем, герцогом Андрэа Дориа (Andrea Doria). Но сначала небольшой экскурс по италийскому полуострову, чтобы понять, что же происходило в других его землях.
***
Расписанный фасад – не редкость для Италии, достаточно вспомнить знаменитые фасады Casa Mazzanti на площади Erbe в Вероне или здания на piazza Duomo в Тревизо. Были богато декорированы фресками и фасады многих венецианских палаццо, особенно выходившие на канал Гранде. Да только сырость лагуны сожрала и обесцветила шедевры таких гениев как Тинторетто и Тициан, не оставив современникам и намека на былой блеск, кроме нескольких блеклых фресок да спасшихся от соленой адриатической влаги мозаик на фасадах собора Сан Марко и мраморных орнаментов загадочного палаццо Cà Dario, приносившего, как говорят, страшные несчастья всем, кто им владел (история стоит отдельного рассказа).
Но в отличие от Генуи, во всех других городах такие росписи были, по сути, повтором тех же интерьерных – они воспроизводили классические или античные сюжеты, символические фигуры, портреты современников и героев, пасторальные сцены. А еще декоративные фризы, листья аканта, гирлянды… и так далее, и так далее. Особенностью же лигурийской столицы было именно преданное и точное воссоздание собственно архитектурных элементов. Не случайно известная итальянская реставратор Клара Пальмас Девоти (Clara Palmas Devoti) прокомментировала так:
“… расписанные фасады Генуи – это не столько факт декора, сколько и есть сама архитектура”.
***
Итак, вернемся в Геную, к истории неординарного исторического персонажа Андреа Дориа или D’Oria (1466-1560) и возникновению благодаря ему совершенно особенного местного стиля. Генуэзская Республика родилась во многом благодаря его достаточно “недобросовестным” политическим, а потом и военным маневрам. Адмирал на оплате у французского короля, Андрэа Д’Oриа опасался тотальной аннексии и подчинения порта Генуи и всего прилегающего куска лигурийского побережья французам под правлением Франциска I. Он увидел лучшее будущее для своей родины и нашел более благоприятными условия, предложенные Испанией – с сохранением владений, положения и возможностей торговли и кредитования для местных дворянских родов. Но самое главное – сохранялась возможность вести свою независимую политику. И адмирал, великолепный политик и стратег, около 1527 года уходит из французской орбиты вместе с городом и флотом под испанскую корону. Так для Генуи начался период, называемый “Золотым веком” – Secolo d’Oro.
Андрэа Д’Ориа, провозглашенный Отцом Отечества и получивший титул герцога Melfi из рук самого испанского короля Карла V, начинает строить в Fassolo, пригороде Генуи (сегодня один из центральных районов города) свой великолепный дворец. Росписи его интерьеров и фасадов – эти, увы, утрачены – были поручены сначала Perin de Vaga, потом живописцам-декораторам Pordenone и Beccafumi. Выполненные в стиле маньеризма, эти фрески и породили у местной аристократии небывалую моду на аналогичные декоры собственных палаццо.
И начинается самое настоящее соревнование на лучшее украшение дворца, загородной виллы, домовой церкви, богатство декоров которых ясно отражало социальный и политический статус заказчика. Основным местом “концентрации” этих великолепных дворцов стали проложенные Strade Nuove (сегодня via Garibaldi и via Balbi). В работах главенствовали здесь изначально ломбардские декораторы, привнесшие элементы мантуанской школы, позднее, в XVII веке болонские мастера, добавившие рельефные гипсовые декоры. Эти специалисты даже назывались по-особому – “квадратуристы” или “перспективщики” (quadraturisti, prospettici), а саму технику, имитирующую реальность, часто зовут здесь на французский манер trompe l’oeil.
Этот стиль шестнадцатого века, со значительным римским классическим влиянием, в значительной мере сохранился почти на пять столетий – его можно проследить на фасадах и в росписях нового времени, вплоть до неоклассики, неоготики и либерти. Сегодня 42 дворца, построенных и украшенных в XVI веке, из так называемого списка Palazzi dei Rolli входят в список UNESCO, как достояние мировой культуры.
Правда, есть и еще одно объяснение этой лигурийской традиции, кроме истории новоявленного герцога Дориа и его дворца в Fassolo. Некоторые злые языки приписывают ее возникновение прославленной во множестве анекдотов скупости генуэзцев. И наверно какая-то доля истины в этом есть. Но помимо только финансовой стороны вопроса. Еще одна веская причина такой массовой “архитектурной симуляции” была в необходимости разрешить каким-то образом одну местную проблему.
Сложный рельеф местности, резкие перепады уровней, множество узких улочек, пересекающихся под самыми неожиданными углами, куда не попадал свет яркого южного солнца, частично скрытые фасады зданий и неудобство их полного обзора. Все эти локальные неудобства вместе с необходимостью адаптации старых зданий при их перестройке к новым условиям или замаскировать существующие дефекты и подтолкнули изобретательных зодчих к широкому применению имитации материалов и украшению фасадов не реальными, но нарисованными декорами-обманками.
Как нагляднейший пример такой экономии – почти все фасады зданий, часто даже зажиточных и благородных владельцев вместо реальных ниш, карнизов, наличников, колонн, оконных проемов, скульптур(!), розеток и прочих “архитектурных развлечений” были покрыты фùнтами. Finta – визуальная обманка (не отсюда ли финтить?), нарисованная умелыми руками декораторов. Среди авторов встречаются и достаточно громкие имена как, например, Людовико Польяги (Ludovico Pogliaghi), расписавший, наверное, самый знаменитый фасад Генуи, палаццо San Giorgio на городской набережной. Издали, да и не очень издали, создается абсолютная иллюзия реальности, с детальной прорисовкой теней и умелой имитацией мраморов в технике marmorino, известной еще в античные времена.
Palazzo Ducale на центральной площади de Ferrari, Palazzi dei Rolli, дворцы улицы Гарибальди, названной некогда мадам Де Сталь Rue de Rois, улицей Королей, и улицы San Lorenzo с великолепным Кафедральным собором в сером и белом мраморе, палаццо Bianco, Rosso, Spinola. Все их отличает богатая полихромия и изобилие самых изобретательных, в совершенстве выверенных архитектурных деталей – творений не архитекторов и каменщиков, но гениальных декораторов и живописцев прошлых времен. Герман Мелвилль, посетивший Геную в 1857 году так записал в своем “Дорожном дневнике”:
“Гулял по Новой улице [сейчас Гарибальди]. Дворцы [здесь] имеют одну особенность – они полностью покрыты снаружи росписями архитектуры, более чем реальной. Любой, какой только существует, тип архитектурных декоров воспроизведен в этих фресках. Точно как сказано у Макиавелли, мнимая добродетель умеет казаться более реальной, чем настоящая”.
* Genua picta (лат.) — Генуя расписанная
** Stucco (от stuhhi) – здесь раствор на основе извести, керамической крошки, мраморной пыли и пигментов для моделирования пластики архитектурных декоров на фасадах и в интерьерах зданий как бордюры, фасадные камни, арки, полуколонны, капители, пр. и имитирования более дорогостоящих материалов как мрамор, камень и др.
Разновидность stucco – marmorino, техника, известная еще в античном Риме, с использованием мелкой мраморной пыли, натуральных пигментов (и… хозяйственного мыла), имитирует натуральный камень, часто с таким мастерством, прочностью и реалистичностью, что даже вблизи может быть сложно понять “обман”.
В статье использованы материалы выставки-конференции “Genua picta” на выставке Restauro (2007, Феррара), сайта Fare Decorazione . Фото: ©Anna Kolomiyets, где известно указано по месту, из свободного доступа. Второе и заключительное фото – Санта-Маргерита-Лигуре.
Понравилось, поделитесь