Nisi Magnoni_Ritratto_cover

Nisi Magnoni. О смелости архитектора

Разрешите представить. Низи Маньони – архитектор, ведущий лектор курсов HoReCaWorkshop в Милане, преподаватель Politecnico di Milano, других вузов Италии. Четверть века специализируется на проектировании общественных заведений. Создатель яркого авторского стиля, названного “восточным стилем для европейцев”. Автор сотен проектов ресторанов, шоурумов, арт-отеля, отелей-резорт. Апологет интеллектуального снобизма в проектировании. Отдыхает, занимаясь product design. Харизматик. Он согласился пообщаться на тему своих проектов, учителей, японского “следа” в его работах, секретов коммерческого успеха и не только. Беседовала Анна Коломиец.

Oriental Attitude, восточное мировосприятие, можно назвать девизом к творчеству архитектора. Ресторан Gong

HoReCa Workshop: После учебы в миланской Политехнике (Politecnico di Milano – вуз №1 Италии, ред.) ты выбрал проектирование общественных заведений, как шоурумы и рестораны. Тебя изначально не интересовал частный, жилой проект или это произошло случайно? Какие уроки ты извлек из своего первого проектного опыта? Верно ли, что архитектор имеет больше свободы выражения, работая с общественным интерьером?

Nisi Magnoni: После защиты диплома на архитектурном факультете в Милане, моем родном городе, я сразу, с 1991 года начал свою независимую карьеру. С большим желанием работать для частного клиента, но проектировать именно общественные заведения.

Надо сказать, я с самого начала чувствовал, что не смогу заниматься частным интерьером, понимая, насколько он ограничивает и подчиняет свободу самовыражения творца. Роль архитектора в этом случае вторична – хотя бы из уважения к желаниям и вкусу тех, кто будет жить в стенах дома.

Низи во время лекций на курсах HoReCa Workshop в Милане

Проект для сферы ресторации очень отличается – здесь значительно больше свободы. И это лучшая площадка для самовыражения, а еще способ испытать свою проектную смелость, попытаться удивить не только и не столько заказчика, сколько финального клиента, посетителя заведения, которого ты не знаешь: для меня это волшебство.

Благодаря природным задаткам, постоянной работе, саморазвитию и страсти к новым открытиям, и еще потому, что после стольких лет в архитектуре – эта “материя” мне все еще не надоела, со временем я стал «почти молодцом» в профессии. Мой профессиональный рост, смелость предлагать радикальные КОНЦЕПТЫ и счастливый случай встретить восприимчивых и дальновидных клиентов, достаточно чувствительных, чтобы принять мои идеи, в скором времени привели к невероятным, очень позитивным результатам – прежде всего в создании проектов ресторанов, салонов красоты, пабов и торговых площадей.

Ресторан Nu Cube — Голый Куб. Nu — это имя носят несколько заведений, созданных Маньони. Здесь и ниже

А.К: Среди тех, кто знает тебя как архитектора, ты считаешься в некотором смысле «изобретателем» японского, восточного стиля для итальянской клиентуры, говоря о ресторанах. Стиль твоих ресторанов европейский клиент воспринимает как настоящий аутентичный восточный стиль, но в таких именно формах ни Китае, ни в Японии он ведь не существует. Рождение твоего авторского стиля стало результатом сотрудничества с клиентами (китайцами из диаспоры) или твоего собственного творческого поиска?

Nu — голый, один из подходов Маньони, когда от скорее отнимает, раздевает, чем добавляет к своей архитектуре

N.M.: Еще до защиты у меня было четкое желание выразить себя творчески именно в общественном пространстве. Я начал с небольших проектов коммерческих заведений – баров, пабов и магазинов. Хозяева их, возможно из-за лени, возможно из практичности, позволяли мне вмешиваться в пространство со всем молодым энтузиазмом, в ожидании результата.

Ресторан Iyo. Тут и ниже

Энтузиазм этот вскоре стал осознанной смелостью, а удивить мне хотелось прежде всего самого себя. Знайте, что даже не слишком утонченный заказчик чувствует «температуру» новизны. И когда, проявляя интуицию, он принимает ваше радикально новое предложение, которое может создать новую тенденцию, такой клиент тоже проявляет храбрость, в равной с творцом мере. Возможно, даже рискуя финансово. И тот, кому удается сделать это раньше других, архитектор и клиент, выигрывает.

Около двадцати лет назад этот процесс трансформации архитектурного языка, который я предложил в нескольких проектах ресторанов в моем родном Милане, несомненно стал поворотным пунктом для тех, кто доверил мне эту работ. Я сумел донести до них понимание того, что недостаточно только предложить хороший продукт. Что намного важнее создать ощущение супер-заведения, атмосферу, которая выделит его из всех остальных.

Именно так потом и случилось – эти рестораны имели молниеносный успех. Получил признание их архитектурный язык и теплая, точно угаданная атмосфера. Их популярность была огромной. И что интересно, поскольку они были первыми, реализованными в таком ключе, они до сих пор остались в своем первоначальном виде. Я имею в виду Nu, Qor, Iyo, Kandoo и многие другие.

Ресторан Y-Not

А.К: Ты считаешься архитектором с ярким авторским стилем. Трудно быть последовательным в своем проектном языке, а не подчиняться изменчивой моде? Это вопрос везения или упорного труда и силы характера, что твои клиенты часто давали тебе “carteblanche” в проектах?

Ресторан Kandoo, тут и ниже

N.M.: Творческий подход для архитектора на самом деле совершенно “классический”. Даже самый беспокойные и экстравагантные должны следовать абсолютно точным и логическим процессам в своем творчестве. Яркая идея приходит легко, только потом ее очень важно представить убедительно и сильно. До всех должно дойти понимание “сюрприза”. Это не просто, но когда у вас получается, это эффект “WOW!”, как например, мои рестораны Asian Ba иGong.

О моем стиле? Один из моих характерных приемов, например, использование хода «вне масштаба» или ритм повторения какого-то одного элемента. Я стараюсь завоевать внимание посетителя, показывая небольшое число элементов, но представляю их в очень сильной манере, и делаю это, используя неожиданные ходы. Да, признаюсь, я хочу очаровать, покорить моего клиента. Это мой подход к дизайну.

Ресторан Asian Ba. Здесь и ниже

А.К: Большинство твоих заведений оказываются коммерчески успешными. У тебя есть какой-то свой «секрет», формула или ты рассчитываешь только на свою интуицию и вкус, и они становятся некой гарантией успеха, привлекают посетителей?

N.M.: Чтобы создать успешный проект, главное внимание надо уделить функциональной стороне. В общем-то это справедливо для любого проекта, будь то болт или планировка города.

В случае с проектированием ресторанов это становится занятным процессом, потому что ваша задача – придумать и создать пространство, в котором есть много места для фантазии. Но никогда нельзя кидаться в креатив, не решив сначала все технические и функциональные аспекты.

Вечерняя атмосфера в Asian Ba

Таким образом, держа все время в фокусе то, что вы хотите донести своей идеей проекта, решаете сначала массу рутинных вопросов: где будет кухня, туалеты, кладовые, холодильники, стойка бара? И параллельно продумываются основные потоки между служебными помещениями и основными залами для обслуживания.

Все остальное – это умение и талант «одеть, нарядить» ваше пространство. Иногда «раздеть» (я делаю именно так), с помощью отделки, светильников, мебели и предметов интерьера. И тогда… the game is done!

Ресторан Sushi Kobo

А.К: Кроме славы архитектора с узнаваемым авторским стилем и создающего успешные заведения, мы знаем, что тебя много и охотно копируют. Как ты это воспринимаешь, нужно ли защищать себя от плагиата, каким образом? Тебе это льстит или раздражает?

N.M.: У меня прекрасные отношения с моими заказчиками, так как они хорошо отдают себе отчет, что объединив их продукт с прекрасным дизайнерским проектом, они получат блестящий результат.

Ментальная открытость, взаимная смелость в желании удивить всегда побеждают.

Ресторан Izu. Тут и ниже

Не все, конечно, готовы экспериментировать или делать смелые ходы. Могу сказать по своему опыту – только работая смело и рискуя собственным профессиональным лицом, можно на самом деле получать невероятное удовольствие от проекта. Когда я перестану развлекаться в проекте, клянусь, сменю род занятий.

О плагиате. Кто в нашем деле не может сказать ничего нового и смешивает два понятия “вдохновиться примером” чьего-то проекта или просто скопировать, тот не только ничему не научился, но и ничего не понял о нашей профессии. Поэтому бессмысленно защищаться. Лучше мудро чувствовать себя польщенным… и создавать новые образцы совершенства.

Ресторан Gong, тут и ниже

А.К: Кого из великих итальянских и мировых архитекторов ты бы мог назвать своим Учителем, кто повлиял на тебя больше всего? Кто тебе нравится из живущих и почему?

N.M.: На самом деле их много, живущих и нет. Начиная от Carlo Scarpa и Mies Van Der Rohe до Achille Castiglioni, Franco Albini, это прекрасно работающие сегодня Peter Zumthor, Kengo Kuma и многие другие.

Но главное, чтобы эти великие мастера, которые в наших сердцах, стали реально полезным культурным багажом, а не копеечным поводом «стырить» какую-то удачную идею.

А.К: Не так давно, уже после того как тобой был создан «японский стиль для итальянцев», ты впервые побывал в Японии. Каковы вживую японские заведения? Ты угадал восточную атмосферу в твоих итальянских проектах? Может ли эта поездка повлиять на твой стиль дизайна в будущем, говоря о ресторанах китайско-японской кухни?

N.M.: На самом деле, несмотря на то, что я посетил Японию сравнительно недавно, когда в свое время я начал интерпретировать ее душу через свои проекты ресторанов, да и еще задолго до этого, я внимательно изучал японскую культуру. Поэтому я отдавал себе отчет в том, что создавал новый образный язык, адаптированный для моей страны, сочетая ароматы и “температуру” восточного стиля.

Nu Hotel Milano, тут и ниже

Я надеюсь, что это ощущение я смог передать всем тем, кто посещает придуманные мной заведения. Думаю, надеюсь, что моя «свободная» интерпретация стала настоящей магией в этом проектном приключении. В таком ключе я и продолжаю работать.

Рецепция
Световой фонарь в холле отеля
Один из баров Nu Hotel

А.К: И наконец, мы знаем, что еще ты нередко любишь “развлечься” – и не без успеха – в предметном дизайне. Создание предмета для тебя является необходимостью, потому что ты не находишь готового продукта на рынке, если он нужен для твоего проекта, или это что-то наподобие переключения деятельности для отдыха, как разновидность гимнастики для мозгов?

N.M.: Ментальная открытость, желание удивить всегда находят своих ценителей. Не все, конечно, готовы постоянно экспериментировать и принимать смелые решения. Да, я часто держу голову в “горячем состоянии”. И поэтому без специального запроса со стороны клиента придумываю предметы, с максимальной интеллектуальной свободой и даже с некоторым успехом, выходящим за рамки конкретного заведения (в том числе коммерческим успехом, ред.).

И напоследок хочу повторить, на личном опыте – только когда вы принимаете смелые проектные решения и испытываете собственное профессиональное доброе имя, вы невероятно развлекаетесь в профессии. Когда я перестану “играть” с архитектурой – обещаю, займусь другим делом. Но надеюсь, не придется.

Post Scriptum. В этом интервью мы подобрали фото заведений, спроектированных Низи Маньони в его так называемом «восточном стиле». При этом понятно, что он многоплановый профессионал. И многообразие его проектов соответствует его глубокому знанию мировой культуры и требований конкретного проектного задания. Но это материал уже для следующего рассказа.

Понравилось, поделитесь

Фото: предоставлены Nisi Magnoni Architetti, Anna Kolomiyets. Первое фото: Геннадий Мартынов.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

Добавить комментарий

Похожие материалы