Милан всегда был городом, который генерировал моду – в стиле одежды, в досуге, в оформлении заведений. И наверняка не только на национальном уровне. Поэтому публика здесь по большей части избалована в отношении вкуса и претензий к качеству дизайна, и удовлетворить ее ожидания бывает не так просто. Увлечение только что открытыми местами, ресторанами, барами, инновационными проектами быстро улетучивается. За три-пять месяцев пропадает эффект новизны и вложений в продвижение. Это своеобразный тест Миланом, когда посетители выносят свой суровый приговор – принято или провалено. Заведение, о котором мы хотим рассказать вам сегодня, верим, относится к первым. Потому что команда, работавшая над его созданием, на самом деле звездная. И хотя он еще очень свежий – дата рождения 1 сентября – по многим признакам кажется, что это настоящее дизайнерское открытие сезона.
История дома
Эту часть захотелось добавить, когда уже был почти завершен набросок статьи. Попалось на глаза несколько слишком интересных «фактов из жизни» этого здания и квартала, в котором сегодня расположился ресторан Sogni. Поэтому начнем немного издалека, потому что это может помочь лучше понять проект, с учетом атмосферы этого миланского района.
Среди чередования старой и современной застройки исторического квартала в районе Porta Genova, характерного для послевоенного Милана, проходя по улице Сан-Калочеро к центру, можно выделить среди других старое одноэтажное здание Благотворительного приюта Энрико Милиуса. На картуше над карнизом крыши до сих пор хорошо читается надпись: Asilo per la Carità Enrico Milius. Такое посвящение сделали безымянные заказчики этого небольшого палаццо, созданного в 1903 году по проекту другого Энрико, архитектора Энрико Мараццани (Enrico Marazzani) в эклектическом средневековом стиле, довольно распространенном на рубеже веков. Посвящение будто осталось в наследство от предыдущего здания, на фундаментах которого возникло это.
Упомянутый в надписи почтенный господин Heinrich Mylius, которого быстро переименовали на итальянский манер Энрико, был немцем из Франкфурта, поселившимся в Милане в последние годы XVIII века, девятнадцатилетним юношей. Довольно скоро, с умом вложив родительские средства, он стал едва ли не самым богатым горожанином, текстильным магнатом, изобретателем и производителем шелка. А еще известным меценатом, коллекционером и филантропом, который приобщился к созданию многих учебных заведений, одно из которых позже превратилось в известную Политехнику. Городские хроники вспоминают его как друга поэта Гете, скульптора Бертеля Торвальдсена, писателя Алессандро Мандзони. А еще как основателя конкурса своего имени, Premio Mylius, с целью популяризации и распространения пейзажной живописи. Это была едва ли не самая важная фигура для лютеранской общины Милана середины XIX века.
На этом самом месте, на пепелище предыдущего роскошного барочного дворца маркизов Паллавичини, в 1838 году Милиус за свой счет основал муниципальный детский сад. В конце того же века в нем располагались Ospedale dei Bambini – детская больница и Istituto Derelitti, Институт заброшенных. Удивительно, но есть архивные подтверждения, что благотворительная больница для горожан была здесь уже в XII веке (1111 г.), а в конце XVIII что-то вроде хосписа для нищих. Так что тоже благотворительные заведения.
Неизвестно, насколько одноэтажное здание, возведенное в 1903 году, вдохновлялось предыдущей архитектурой, но дух милосердия оно сохранило. Благотворительный детский сад просуществовал здесь, кажется, вплоть до недавних времен. Постепенно здание приходило в упадок и нуждалось в замене крыши, коммуникаций и общем ремонте, на что у владельцев не было средств. Так что структура использовалась лишь частично, пока не была окончательно закрыта в 2014 году. С того момента она начала быстро превращаться в объект городской археологии, руину, плотно покрытую граффити и диким виноградом.
Интересной архитектуры “ничей” дом неоднократно становился пристанищем уже не для деток, а для молодых людей. Последний раз в декабре 2015 года. А точнее, 10 декабря, когда группа студентов самовольно вошла в здание, сменила замки и создала здесь коллектив Zip, Zona indipendente politica – “Независимая политическая зона”.
Но их мечта иметь собственный центр для социальных инициатив длилась всего 8 месяцев. Хотя акция и началась с благими намерениями возвращения контроля над сердцем их района, для его улучшения и восстановления, она конечно не нашла понимания ни у владельцев недвижимости, ни в Муниципалитете. Мнение городских властей было другим, согласно его здание нужно было очистить и снова сделать доступным. Незаконный захват оставался незаконным. Утром 9 августа 2016 года команда полиции Digos не без проблем вытолкала студентов из дворца, поставив точку на мирной оккупации и вместе с тем на благотворительной истории этого места. Опустевшее здание было оставлено на произвол судьбы.
Проект
Конец одной мечты нередко может означать рождение новой. Уже много времени в квартале вдоль улицы Сан-Калочеро неоднократно прогуливался элегантный сеньор среднего возраста, некий Клаудио Антониоли. Имя, хорошо известное далеко за пределами Милана, блестящий предприниматель в модном сегменте, первооткрыватель многих исследовательских брендов одежды, основатель популярного музыкального клуба. Полуразрушенный бывший детский сад привлек его внимание. Старое здание, несмотря на плохое состояние, производило магическое впечатление. Пока в какой-то момент не произошло “короткое замыкание”. Атониоли понял, что это могло быть лучшее место под его первый ресторан, мечту о котором он давно вынашивал.
Итак, он поинтересовался о владельцах и узнал, что через двадцать дней дом должен был быть выставлен на аукцион. Тогда предприниматель сделал все, чтобы выиграть этот лот. С планами сделать там ресторан, который всегда представлял себе как сумму лучших качеств своих любимых миланских заведений. С отличным меню, изысканными винами и хорошей электронной музыкой.
Реставрация, а скорее регенерация здания заняла два года и была завершена в конце мая 2023 года. Вмешательство архитектора Паоло Гальбиати (Paolo Galbiati) в структуру было минимальным. Чтобы соединить два крыла и увеличить необходимое пространство без добавления уровней, к зданию вдоль улицы Buffoli был добавлен легкий элегантный навес pensilina, из металла и стекла. Фасады были только почищены, восстановлена надпись-посвящение Энрико Милиусу, заменены крыши. По бокам от входа появилось два больших элегантных фонаря, которых там никогда не было, об истории создания которых будет дальше.
Воплощение мечты
Одновременно с работами по восстановлению дворца шел вперед проект интерьера и превращения бывшего садика в изысканное вечернее заведение. Название его пришло само по себе, Sogni – Сны, которое можно перевести и как мечты. Для проекта дизайна Антониоли пригласил известную миланскую студию StorageMilano (Барбара Гидони, Микеле Пазини и Марко Донати), которую открыл для себя более двадцати лет назад на проектах его модных магазинов-бутиков в квартале каналов Навильи. Тогда они были еще вчерашние студенты, но проект выдался настолько удачным, что Антониоли до сих пор не вносил в него никаких изменений.
Кто знаком с творчеством студии Storage, наверняка будет очень удивлен, увидев интерьеры Sogni. Минималисты и экспериментаторы в проекте, они смогли создать мерцающие, неуловимые пространства, на самом деле Сны наяву. Будто материализовали пожелания, сны и мечты Антониоли. Несколько лет назад предприниматель перебрался из своего ультрасовременного жилья в центре Милана во дворец XVIII века на периферии. Видимо это и отразилось на изменении его вкусов и пожеланиях архитекторам по выбору стиля. Он хотел воссоздания атмосферы старого уютного дома, но не впадая в винтаж.
То, что получилось – полумрак, мягкое освещение, растения в кадках, серо-зеленые цвета, глубокий бархат и блики на металлических поверхностях, темная мебель, фарфор, мерцание свечей – все это напоминает атмосферу Милана 1920-х годов. Архитекторы перебрали в памяти и исследовали многие исторические миланские помещения того времени, чтобы переосмыслить их затем в современном ключе.
Заведение состоит из лобби, бара и рыбного ресторана, который разворачивается в трех очень разных залах, их условно можно назвать «веранда» (или зимний сад), «галерея» и «трапезная». Каждый из них характеризует какой-то знаковый элемент.
За входной дверью открывается стойка рецепции и просторная гостиная под закругленным сводом, с обилием бархатных диванов с рисунком в крупных цветах вокруг низких столиков. Темные стеновые панели из массива ореха, будто смоляные, созданы в уже забытой технике обработки сургучом. Состаренные зеркала в глубине удваивают пространство. А большие часы напоминают чем-то зал ожидания первого класса на вокзале начала прошлого века. Ведь этот зал предназначен под аперитивы, будто на короткое время ожидания для дальнейшего путешествия.
Два ряда подвешенных на металлических цепях больших светильников – модель, похожая на те, что и на фасаде. Они повтореняются еще в двух залах. Интересно, что это современное воспроизведение образца, который архитекторы подсмотрели в вестибюле миланских Коммунальных офисов на Via Larga, величественном палаццо начала ХХ века. И это не единственная деталь персонализации в заведении. Большинство предметов, населяющих ресторан, тоже по их дизайну.
Темное дерево аперитивного зала в следующем интерьере бара уступает место удивительным стеновым панелям из белого металла – оказывается, цинковым. Как и большая барная стойка со скругленными краями. Все они изготовлены в ателье Materica, специализирующемся на инновационной металлизации поверхностей. Это не лакировка из металлических порошков, смешанных со смолами, а настоящая металлизация расплавленным металлом, которая достигается благодаря технологиям и системе нанесения, усовершенствованным самим ателье.
Высокие стулья напоминают какую-то из традиционных моделей Thonet. Но интрига в том, что Storage создали ее как гибрид из трех наиболее типичных стульев исторической австрийской марки, взяв из одного ножки, из другого спинку, из третьего арку. И добавив к ней металлическую деталь, созданную все тем же ателье Materica, которая превратила привычный простой стул в совершенно роскошный элемент интерьера. В баре металлическая деталь спинки цинковая, как и другие элементы окружения.
Кстати, премьера этого стула, который они назвали A-Typical состоялась еще в апреле, во время миланской Недели Дизайна, и сразу создала интригу ожидания открытия нового заведения осенью. Изготовил новую коллекцию никто иной, как историческая фабрика Gebrüder Thonet Vienna.
Узкий зал-галерея, который когда-то был коридором в детском саду, неожиданно обыгран дизайнерами. Из прохода они смогли создать самый камерный из залов со столиками на двоих. Стены здесь, искусственно состаренные, расписаны фресками с растительными мотивами. Такая рафинированная декорация здесь и в других залах создана мастерством строительно-реставрационной фирмы Restauri Lomazzo.
Самый просторный зал – так называемый зимний сад, или веранда, новое помещение здания, возникшее после перекрытия открытого двора во время реконструкции. Это интерьер и экстерьер одновременно. Потому что на закате солнца кажется, что вы находитесь в лимонарии старинной виллы, куда на холодный сезон были снесены все домашние цветы и деревца. Настоящий зимний сад. И мебель здесь архитекторы использовали типа экстерьерной, садовой. Кстати, эти стулья и столы в итальянском стиле тоже созданы по авторскому дизайну Storage.
Наконец, наиболее отдаленный зал удивляет своим необычным видом. С трех сторон он окружен высокими шкафами из темного ореха, их серые полки украшенают десятками фарфоровых тарелок с ручной росписью. Будто из домашней коллекции предыдущих поколений. Рисунки на них вдохновлены натюрмортами фотографа Карла Блоссфельдта (Karl Blossfeldt)..
В центре зала неожиданный в таком роскошном месте socialtable – один огромный овальный обеденный стол темного дерева, будто в ожидании большой семьи. У стульев обычной высоты уже не цинковые, как в баре, а латунные спинки. И все здесь в более теплом отблеске этого металла, который давно стал фирменным знаком студии Storage. Нет ни одного проекта, где бы они его не использовали.
Чтобы создать больше приватности для гостей за большим столом “трапезной”, отдельные группы мест разделяют большие вазы с цветами, намеренно немного расхристанные при абсолютно строгом построении miseenplace – сервировки. Бокалы и столовые приборы разработала Ann Demeulemeester, бельгийским дизайнером, чей бренд Клаудио Антониоли приобрел в 2020 году с целью его перезапуска.
Какие мечты без погребка? Так что есть и тут cantina, в подвальном этаже здания. В ней архитекторы разместили уборные. И как любые высокие профессионалы, этому помещению они уделили не меньшее внимание, чем основным залам. Сюда попадаешь по изысканной каменной с металлом лестнице, над которой можно узнать уже знакомый большой фонарь. Для создания интерьера, мебели и даже аксессуаров туалетной комнаты, студия вдохновлялась примером Albergo Diurno, публичными банями на Porta Venezia, созданными в 1925 году выдающимся миланским архитектором Пьеро Порталуппи. Это еще одно место в Милане, в которое они влюблены.
Авторы хотели создать впечатление, будто попадаешь в заведение, которое всегда здесь было, и которое давно знаешь, как собственные детские воспоминания. Наверное, ошибиться было бы вполне естественно, если бы не знать предыдущую историю этого палаццо, где воспоминания его маленьких обитателей возможно живут до сих пор. Дальновидный Антониоли хотел, чтобы в его ресторане гостям удалось отвлечься от городской суеты, найти здесь место, где было бы приятно «коротать время», не глядя на часы. Кажется, вместе со студией Storage, им это удалось.
Использованы материалы Storia di Milano, Studio StorageMilano, Sogni, Urban file. Фото: ©Anna Kolomiyets, указано по месту. Еще об одном интересном проекте ресторана студии StorageMilano в минималистическом стиле можно прочитать в блоге. Архитекторы студии сотрудничают с курсами для дизайнеров интерьера HoReCa Workshop как лекторы.
Понравилось, поделитесь
У этой записи 2 комментариев
Потрясающий ресторан, отличная статья! Удалось мысленно переместиться в атмосферу Милана 20-х годов. Анна, большое спасибо за это путешествие!
Ciao!
Спасибо за обратную связь! Это важно. Когда место такой красоты, как Sogni, писать о нем невероятно приятно. Вдохновляйтесь!