Как Шехерезада заканчивала свою сказку на самом интересном, так и мы прервались в первой части обзора на основных трендах керамической плитки, которые увидели во время Cersaie, самого известного международного Салона керамики для архитектуры и оборудования для ванных комнат, который прошел в Болонье с 25 по 29 сентября. На юбилейной 40-й выставке открытий было достаточно, поэтому нам и пришлось делить. В этой части продолжим рассказывать о керамических изделиях, использующих более яркую цветовую палитру, глянцевые и матовые эффекты, рельеф, коллажи из разных материалов и сложные многослойные отделки. Расскажем, какие тенденции наблюдаются в малоразмерной и традиционной плитке, как изменился прошлогодний тренд на воспроизведение в керамике обоев. В завершение покажем, до каких вершин и разнообразия дошло создание мебели для интерьера и экстерьера из керамогранитной плитки. Итак, продолжим… (Автор обзора Анна Коломиец, победитель Ceramics of Italy Journalism Award 2023).
Цвет, глазурь, рельеф
Начнем с направлений, которые были самыми заметными в прошлом году. Подтвердился тренд, который можно назвать плиссе, но появилась его интересная интерпретация – искусственный эффект волнистого, но на ровной поверхности. За счет гипер-реалистичного рисунка поверхность кажется рельефной даже вблизи, но остается плоской. Это понимаешь только когда ее касаешься. Кстати, такой обманный объемный эффект можно было увидеть и в других видах плит. Многие производители предложили вариацию плиссе в длинных плитках, чаще одноцветных и глазурованных, такие осовремененные каннелюры и торусы, это соответственно вогнутые и выпуклые поверхности, часто собранные в плитку в виде длинного линейного ряда. Единичные узкие плитки можно прекрасно собирать в криволинейные поверхности, например, колонны.
Остается в моде плитка brick, или кирпич, которая абсолютно доминировала в 2022. Фантазия производителей в этом году направляется на игру поверхностей от супер-глазурованной до супер-матовой – ultra gloss & ultra matt или на рельеф, craqueler или эффект коррозии. Часто новые предложения очень удлиненных пропорций. К коллекциям добавляются изобретательные способы укладки этого типа плиток, предложенные в качестве примера на многих стендах. Можно было увидеть их сгруппированными, например, блоками по три и более, с укладкой диагонально в шахматном порядке и тому подобное. Остается популярным использование brick для создания округлых поверхностей вдоль узкой стороны при ее небольшой толщине.
Окончательно вырисовался тренд на малоразмерную плитку с эффектами 3D, иногда рельеф сочетается с рисунком, но чаще такие плитки одного цвета, матовые или глазурованные. Для условной классификации можно назвать такие серии Tetris effect. При широком выборе вариаций внутри одной коллекции дизайнер может создать практически бесконечные варианты воплощения. Квадрат как идеальная форма также становится одной из самых популярных форм плитки или декора, в больших или меньших размерах, одноцветный, глазурованный, матовый, рельефный и тому подобное.
Ностальгия по 90-м – так условно можно назвать коллекции, напоминающие Tetris, и продолжение увиденного в прошлом году тренда, который навевал воспоминания о стилизованных урбанистических пейзажах и изображениях из первых компьютерных игр. Обычно, это большие и сверхтонкие керамические плиты, которые можно интересно сочетать с малоразмерной плиткой и имитациями натуральных материалов, как мрамор или дерево.
Достаточно заметным стало присутствие предложений с имитацией мелкой мозаики. Это часто достаточно большие керамические плиты, которые репродуцируют готовые завершенные мозаичные композиции или предлагают набор плит, из которых дизайнер может собрать свои стеновые или напольные декоры.
Дерево, как и мраморы остаются в моде. Но предложение сместилось в сторону мраморной или деревянной «мозаики», то есть многочисленных композиций и коллажей различной геометрии и рельефа, которые прекрасно компонуются с гладкими поверхностями того же материала. Также многие новинки сочетают в плитке дерево и мрамор или дерево и бетон, с невероятно реалистичностью рисунка и тактильных качеств. В форме паркетных плит, стеновых панелей, декоративных фризов, произвольных композиций и тому подобное.
Чуть меньшее место занимали в этом году флористический (+фауна) и графический тренды. Больше всего таких предложений можно было увидеть в керамогранитных плитах под обои, чаще сверхтонких и больших размеров. Производители керамических wallpaper соревновались в реалистичности воспроизведения бумажных или текстильных обойных декоров, микро-точности передачи деталей узоров, состаренного вида, других тактильных свойств.
К «графизмам» можно добавить также многочисленные интересные предложения, когда рисунок наносится на одноцветную керамогранитную плиту, часто матовую. Как в коллекции Segni su Pigmenti от Lea Ceramiche (дизайн Ferrucio Laviani). Или по-новому пересматривается декор традиционной плитки cementine. Как во многих новых линиях от Fioranese, Elios Ceramica, Manifatture Ceramiche by Gruppo Romani, Panaria, Aparici, Century by Fincibec и других.
Выросло предложение металлических поверхностей (в дополнение к золоту и серебру, о которых было в первой части) чаще с эффектами ржавчины, патины, коррозии, кислотными разводами, наслоениями других материалов, рельефом, выборочным глазурованием. Это направление точно определено в одной из линий бренда Sant’Agostino как metastone.
Воспроизведение чего угодно, любого другого материала в керамической плитке продвинулось в сторону невероятно реалистичной передачи. Как в еще одном направлении, с имитацией кожи: кроме привычных кож и экзотического крокодила или галуша, в этом году увидели даже бегемота в эффектной коллекции Skins mpy real Leather известного испанского бренда Porcelanosa.
Мы уже собирались показать примеры еще одного заметного тренда – создание керамической мебели, как столешницы, столы, оборудование для ванных комнат, скамейки, структуры для интерьера и экстерьера и тому подобное. Но решили прерваться и перенести это в третью часть обзора. Где будет рассказ также о странных и редких керамических новинках.