Biennale Centrale_ 2021_foto Anna Kolomiyets_cover Part 2

Национальные павильоны Biennale. Part 2

Мы продолжаем рассказывать о том, что происходит в Садах-Джардини и Арсенале биеннале Венеции, где 22 мая открылась XVII Международная выставка архитектуры.

Вопрос, поставленный в качестве темы куратором Хашимом Саркисом еще в 2019 году “Как мы будем жить вместе?” и признанный пророческим, заставляет думать, что архитектура как дисциплина выходит за рамки только формы искусства или, как некоторые считают, “прикладного искусства”. 
Биеннале родилась как международная панорама, и самой важной ее составляющей, кроме проектов приглашенных авторов, остаются выставки в национальных павильонах. Исторически в Садах и позднее, с 1980-х, в Арсенале. В этой части начнем показывать проекты, которые привезли в Венецию разные страны. Невозможно показать все, их 61, но хотя бы самые интересные из них.

Первую часть обзора Архитектурной биеннале 2021 найдете в этом журнале от 7 июня.

Как знак Времени, которое приостановилось, некоторые павильоны в Садах Giardini тоже оказались остановившимися – закрытыми. Например, Чехословакия – только тут две страны все еще вместе, и Венесуэла. Первые на капитальном ремонте, вторые, похоже, на капитальном ремонте страны.

Павильон Чехословакии на ремонте — где еще можно увидеть это название несуществующей страны? 
Павильон Венесуэлы. Великолепная архитектура Carlo Scarpa 1954-1956 года. Читайте о нем по ссылке в этом блоге

Кто-то представил виртуальные проекты – так у Австралии, Германии и Канады это просто QR-cod, открывающий вход в дополненную реальность.

Отличный выход по оформлению павильона в сложной ситуации локдауна нашла Австралия, наверное, самая далекая участница биеннале. Авторы назвали выставку InBetween, о чем сообщает красный дисплей с анимацией снаружи. На закрытых дверях павильона можно отсканировать код, который перенесет за десятки тысяч километров, в страну-континент. По коду открывается отлично сделанный фильм, рассказывающий о новых проектах архитекторов, созданных в Австралии и Океании и точно попадающих в тему биеннале “Как нам жить вместе?”. Цель подборки – подчеркнуть способность архитектуры налаживать культурную связь и взаимопонимание между аборигенами и народами переселенцами. Проекты очень разные и очень качественные. 

Павильон Австралии последний, построенный в Садах. Об истории создания павильонов читайте в блоге  

В стерильно пустом павильоне Германии, если не считать зеркальных дисков, рассеянных по полам и ступеням, предлагается сценарий 2038.The New Serenity. Тут каждый может перенестись в будущее, в мир “радикальной демократии и радикальной бюрократии”. На планете, которая не знает и не хочет ни героев, ни злодеев, как говорится в презентации. Вот такая “новая безмятежность” согласно идее кураторов.

N.B. Тут еще можно в реальном времени взаимодействовать с аватарами других посетителей павильона, загрузившими софт. Как присоединиться к интерактивному действу с непредсказуемым сценарием рассказывают на всех возможных языках мира фигуры-проекции в боковых дверях-нишах павильона.

Jaenne Tremsal знакомит с павильоном Германии по-французски

Канада с проектом Impostor Cities обернула свой павильон в зеленый чехол того оттенка, который используется для рирпроекций на телевидении и спецэффектов в кинопроизводстве – хромакей (chromakey). Эта “экскурсия” рассказывает о виртуальной архитектуре и о том, почему режиссеры мира так любят снимать в канадских городах свое кино, превращая их в совсем другую географию, иногда даже внеземную. Посмотреть такую трансформацию можно с помощью специального эффекта для Инстаграм – наводя телефон на зеленые фоны, вы увидите необыкновенные сюжеты и неожиданную реальность с дворцами, громом и молниями. Делимся эффектом

Мы увидели такое. А вы?

Самый конкретно архитектурный павильон. Так, наверное, можно было бы сказать о павильоне Бельгии. А еще, если вы испытываете слабость к архитектурным макетам, то здесь вы получите максимальное удовольствие. Потому что выставка состоит из 50 проектов фасадов от 45 архитекторов с их «архитектурными капризами» на тему бельгийской архитектуры – под общим названием Composite Presence. Макеты в масштабе 1:15, составленные в улицы, дают идею разнообразия и узнаваемости характера местной архитектуры разных эпох и стилей.

Аксонометрия проекта. Скриншот с сайта биеннале

Как и почему процветают города и архитектура? Это ключевой вопрос для трехмерного архитектурного каприза –“capriccio”, который представляет собой вымышленную, хотя и легко узнаваемую фламандскую городскую среду.

Этот артефакт городского ландшафта показывает, как исторические наслоения, морфологические особенности и неожиданные столкновения стилей и эпох составляют неиссякаемый источник энергии для современного архитектурного проектирования. Взаимодействие между публикой и зданием, пластичность улицы, повторное использование существующей урбанистической ткани, элегантное отклонение масштаба –это те аспекты, которые в этой оптимистичной выставке становятся ключевыми элементами коллективного дискурса о том, как создать сегодня устойчивую среду.

Несколько стран по удивительному совпадению дали в некоторой мере похожие ответы на заданную куратором тему, хотя и с разным по образу результатом. Например, можно найти параллели в павильонах Финляндии, США и Японии. Это обращение к техническому строительному наследию и традиционной архитектуре, и попытка через них пересмотреть свои культурные границы. Интересно, что во всех трех случаях речь идет о деревянных домах. 

В своем маленьком павильоне Финляндия (Aalto) рассказала New Standards, поучительную историю Puutalo Oy, промышленного предприятия, основанного в 1940 году местной лесопромышленной компанией. В результате переселения 420 000 карельских беженцев после “зимней войны” против СССР 1939-1940 года, возник острый кризис с жильем. Деревянные дома Puutalo стали первым образцом массового производства, который повысил уровень жизни благодаря качественному дизайну, сохранив при этом пространство для самовыражения. На этой камерной выставке чертежи, фотографии и архивная реклама об этом необычном архитектурном наследии дополняют невероятные фото домов и их обитателей сегодня, после восьми десятилетий эксплуатации, ремонта и переделок.

Жизнь обитателей домов Puutalo Oy сегодня

 

США. American Framing.

Кто знаком с американской строительной традицией знает, что дома на легком деревянном каркасе, называемом balloonframe, популярны повсеместно, и не только в жилом строительстве. Это та самая “одноэтажная Америка”, о которой писали Ильф и Петров, и не только одноэтажная.

Павильон США подробно рассказал об истоках этой традиции как основе строительства длиной почти в два столетия.

А она такова. По соглашению, родившаяся в 1832 году на фирме George Washington Snow, конструкция из мягкого дерева предложила решение для многочисленных и разных по задачам зданий во время большой американской экспансии на Запад. Доступность основного материала, простота строительства, возможность использования неквалифицированной рабочей силы, а также рост экономики и населения Среднего Запада привели к распространению архитектуры, которая с тех пор доминировала в строительном ландшафте Америки.

Кроме макетов, фото, иллюстрированного рассказа о формах и методах строительства, посетитель может буквально поместить себя внутрь этого “американского каркаса” – для этого перед историческим зданием павильона в неопалладианском стиле 1930-х годов сооружена в натуральную величину четырехэтажная конструкция с лестницами и переходами, обязательными для прохода до того, как вы попадете внутрь.

Еще несколько аппетитных моментов для любителей качественных макетов
Современные био-формы строительства balloon-frame
В любом серьезном проекте всегда хорош юмор. Трогательный макет будки для Спайка)

Япония представила изысканный проект Co-ownership of Action: Trajectories of Elements о жизни одного японского дома, как хранителя семейной истории, и через него – истории народа. Дом как символ той архитектуры, которую каждый из нас ежедневно примеряет на себя как одежду.

Главный герой павильона – очень обычный японский деревянный дом. Япония наводнена такими домами, которые изжили себя и ждут сноса. Тот, который привезли на биеннале, один из них. Его назвали “Домом Такамидзавы” в честь его первого владельца. При разборке и по пути разобранный дом утратил отдельные части, их заменили новыми, сделанными местными мастерами в Венеции. Некоторые элементы стали использоваться по другому назначению, например, фрагменты крыши как лавки для посетителей. Все они, доехавшие до Венеции, аккуратно разложены и пронумерованы. А история его обитателей рассказана на стенах павильона в многочисленных фото.

Типичный квартал, откуда происходит дом — герой павильона
Этапы демонтажа дома Такамидзавы
Аксонометрия павильона Японии. Скриншот с сайта выставки
Дом буквально разобран по косточкам

При рассмотрении этого плотного скопления слоев истории людей и здания становится очевидно, что архитекторы проекта сделали только малую часть “записи” этой истории. Как пишут кураторы,

“Траектория, по которой “Дом Такамидзавы” прошел долгое путешествие во времени и пространстве, чтобы добраться до этого места, является доказательством того, что наши действия неотвратимо уходят корнями в прошлое и связаны с будущим”.

Красивый, утонченный символ. Желаем Японии получить Золотого Льва за лучший национальный павильон.

Как продолжение темы деревянного дома, после трех рассказанных выше национальных павильонов, можно попробовать заглянуть в интерьер такого жилого дома. И тут отличным примером может стать павильон Северных стран (Норвегия, Швеция, Финляндия) с его What We Share. A model for cohousing.

Выставка – это воссозданный в натуральную величину фрагмент потенциального кохаузинга, жилого пространства для разделения между несколькими семьями. Здесь по мысли авторов проекта, обитатели могут делиться элементами личной жизни друг с другом и с соседями, имея при этом места для уединения.

Результатом стало общее, структурированное и политически окрашенное пространство. Модель построения сообщества и в то же время устойчивой среды обитания. Потому что архитекторы применили здесь инновационную систему строительства из массива дерева, экологически безопасную и с высокими дизайнерскими качествами.

Анита и Андреас, счастливые обитатели кохаузинга в Ставангере. Фото с сайта павильона

Интересно, что на сайте можно прочесть реальные истории обитателей этого дома будущего, проживающих в жилом комплексе Vindmøllebakken в норвежском Ставангере. Один из них дает прекрасное определение кохаузингу: “Я чувствую, что перешел от материальной роскоши к социальной роскоши”.  А увидеть истории всех участников можно в фильме, который тут же транслируется.

Невозможно знать, насколько изменилась идея британского павильона за год локдауна от заявленной их комиссаром в 2019, но результат кажется очень точным ответом на вызовы сегодняшнего дня.

Итак, Великобритания в проекте The Garden of Privatized Delights, вдохновленном знаменитым триптихом Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”, исследует различные формы приватизированного общественного пространства, какого в Великобритании, оказывается, много. Подобно Земле у Босха, зона такого пространства находится между “раем и адом”, между двумя крайностями: утопией коллективной собственности и антиутопией тотальной приватизации.

Коллаж как схема павильона, по мотивам Босха с сайта организаторов British Council
Первый и заключительный зал маршрута The Garden of Delights

Залы павильона приглашают задаться вопросами:

— массово закрывающиеся пабы могут снова стать коллективным местом для сограждан – зал Publicani;

— о важности консенсуса при сборе данных – Ministry of Collective Data;

— улица может выполнять не только транспортную и коммерческую роль – High Street of Exchanges;

— как земля может перестать быть рыночным товаром и превратиться в ресурс для долгосрочной защиты людей и планеты, без пространств, обнесенных заборами – Ministry of Common Land;

— где играть подросткам, слишком старым для детской площадки, слишком разбитным для кафе, слишком молодым для паба – Play with(out) Grounds.

Зал Publicani
Зал Ministry of Collective Data: направо пойдешь — не сохранишь приватность, налево пойдешь… думай — выбирай
Зал High Street of Exchanges. Здесь и ниже
Зал Ministry of Common Land. Здесь и ниже
Зал Play with(out) Grounds. Здесь и ниже

В этот раз был открыт для общего пользования даже туалет для персонала павильона, обычно закрытый для посетителей – это часть общего проекта под названием To-i-let, и она тоже призывает обратить внимание на существующую проблему нехватки, отсутствия или закрытия из-за пандемии общественных туалетов.

Туалет персонала павильона открыт для всех. На двери приглашение: граффити тут
To-i-let. Тут и выше фото © Cristiano Corte © British Council
Круг замыкается: мы снова в зале The Garden of Delights. Тут и ниже

Наконец, зал The Garden of Delights работает как первый и заключительный на выставке. Только при входе сад огорожен забором с калиткой на замке, а на выходе вы попадаете в него свободно. Здесь вас приглашают: пожалуйста, бездельничай; слушай музыку; играй! All welcome!

Отличный ответ на тему биеннале “Как мы будем жить вместе?”, в том числе и о роли архитектора в объединении государственного и частного секторов с другими заинтересованным сторонам и переосмысления пространств. Как нам кажется, еще один кандидат на Золотого Льва от жюри биеннале.


Франция — Communities at work/Les communautés à l’œuvre — о коллективной «архитектуре», рождающейся снизу, причем в разных городах разных континентов мира. От Ханоя во Вьетнаме до Совето в ЮАР, от Мериньяка во Франции до Детройта в США, проект исследует взаимосвязь между архитектурной компетенцией и активностью местных жителей. С мыслью высветить значение архитектуры в быстро меняющемся мире.

На входном панно репродукция знаменитой фрески Джандоменико Тьеполо Il Mondo Nuovo (1791) и современное фото. Как мы похожи

Выставка очень оптимистичная – в ее картинках, фото и видео, сообщества вынуждены активно действовать / взаимодействовать для продуманного улучшения собственной повседневной жизни. Она – об “архитектуре снизу”, возможно, в какой-то мере знакомой нам по дачным строительным импровизациям.

Россия. Open! 

Если вы помните павильон Щусева на биеннале, забудьте о нем. Его больше нет. В смысле, от него осталась только внешняя скорлупа, перекрашенная, как это было в 1914 году, в зеленый цвет. Вся внутренность была “выпотрошена” согласно проекту молодой русско-японской студии KASA, отобранной на конкурсе (Ковалева Александра, Кей Сато).

Весь проект состоит из трех частей: собственно павильона в процессе перестройки, со снующими рабочими, play station с видео-играми, исследующими их политический потенциал и публикации “Голоса-Voices” – толстого тома статей двадцати восьми приглашенных интернациональных авторов из разных сфер культуры.

В центральном зале больше нет щусевской винтовой лестницы в крипту
Страница из книжечки об истории реконструкции павильона

Конечная цель – изучить, как разные области, физическая, цифровая и все, что между ними, могут служить испытательным полигоном для новых институтов и альтернативных моделей коллективного существования.  Подробнее можно узнать на сайте павильона.

В дополнение к толстому сборнику “Voices” предлагается небольшая книжечка с замечательной графикой, подробно иллюстрирующая проект студии KASA. Отдельные ее страницы развешены на кирпичных стенах, открывшихся во время ремонта. Для подробного изучения…

Этот обзор еще даже не половина национальных павильонов. Остается еще много такого, о чем хочется рассказать и что показать. Оставим это для следующей / следующих глав.
Продолжение следует… 

По материалам La Biennale, XVII Биеннале 22 мая – 21 ноября 2021, Biennale Channel, перевод цитат Анны Коломиец.

Фото ©Anna Kolomiyets, указаны по месту или из открытого доступа.

Понравилось, поделитесь

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

Добавить комментарий

Похожие материалы