Arsenale Biennale 2021_foto Anna Kolomiyets_002B

Biennale возвращается. Part 1

Наконец, после двух переносов и долгого ожидания 22 мая в Венеции не без сложностей открылась XVII архитектурная Биеннале. Одно из первых международных мероприятий такой важности после локдауна. Свое двадцатилетие выставка отпраздновала на карантине, и перенесла юбилей на двадцать первый год от своего создания в 1980. За это время биеннале превратилась в самый знаменитый и представительный форум в мире по теме архитектуры, с сотнями студий и десятками стран участниц, вышла за границы Арсенала и Садов в город и на большую землю. По словам многолетнего Президента биеннале Паоло Баратта (1999-2019): “Архитектурная выставка стала взрослой после многих лет непрерывной работы”.

Куратор XVII выставки Хашим Саркис предложил почти три года назад тему, которая сегодня кажется провидческой и даже немного ироничной, в свете событий последних полутора лет. How will we live together? Как мы будем жить вместе?

Какой ответ на эту тему дали участники, 114 приглашенных архитекторов и 61 страна, можно увидеть до 21 ноября в Садах –  Giardini, Арсенале и в самой Венеции. (Об истории создания Биеннале архитектуры читайте в журнале от 16 мая). 

Нет ничего сложнее обзоров событий, подобных Венецианской биеннале. Массив площадок, проектов, идей настолько масштабный и многослойный, что есть риск создать дубль официального каталога выставки, что бессмысленно. И невозможно – потому что тогда нужно поселиться в Садах и Арсенале и начинать их прочесывать с утра, с момента открытия, вчитываясь и всматриваясь в каждую отдельную историю.

Наложение и пересечение двух основных организационных блоков – проектов отдельных приглашенных архитекторов и национальных павильонов, это еще полбеды. Можно развести их на две разных статьи – без чего вероятно не обойтись. Но проблема еще в том, что и внутри этих подобных блоков есть переплетения. Потому что каждый из участников, будь то студия или страна, все-таки старался по-своему приблизить свои презентации к заданной теме “Как мы будем жить вместе?” 

Поэтому, исходя из таких трудностей, этот обзор будет попыткой некоторой систематизации всего увиденного. С уточнением о неувиденном – потому что не все площадки были запущены в первые дни биеннале, а многие и вовсе не нашли возможности открыться.

Здесь в помощь будет слово куратора Хашима Саркиса, его “программный манифест”, на который ориентировались все участники, люди и организации, при создании собственных экспозиций. Одновременно сам “поход по биеннале” мы попробуем поделить по совсем другим критериям, чем предложенные Саркисом:

❶) проекты, больше похожие на арт-инсталляции,

❷) проекты собственно архитектурные,

❸) проекты научно-исследовательского / мульти-дисциплинарного / научно-фантастического характера. Многие из этих последних тоже были презентованы в формах, похожих на арт – любая мысль должна быть одета на Биеннале в яркий образ, чтобы выделиться и запомниться: просто рисунки и макеты мало у кого вызовут энтузиазм, нужна обязательная художественная подача.

Для лучшего понимания этой сложно-артикулированной выставки наверно стоило бы создать некую разветвленную ментальную карту, mind map, но попробуем обойтись без нее. В компенсацию будет много фотоиллюстраций, они помогут в разборе и сделают наш поход более развлекательным.

The Anthropocene Museum: Exhibit 3.0 Obsidian Rain (Cave bureau, Кения). Центральный павильон ❶

Картина такая: при попытке “расклеить” метки – единица ❶ (АРТ), двойка ❷ (АРХ) и тройка ❸ (НАУКА/РАЗНОЕ), оказалось, что в Центральном павильоне доминируют единицы. То есть в этот раз имеем перекос в сторону арт-инсталляций или художественной формы подачи архитектурных идей и проектов. Как таковая архитектура на архитектурной биеннале 2021 оказалась немного в меньшинстве. И это сильно отличает ее от предыдущей 2018 года – Freespace, где кураторами были ирландки Yvonne Farrell и Shelley McNamara из студии Grafton Architects, лауреаты Премии Притцкер 2020.  За таким наблюдением напрашивается вывод – удивительно, насколько сильно влияет личность куратора на вид и результат биеннале. Ведь отбором приглашенных архитекторов/студий тоже занимается он.

Museo Aero Solar For an Aerocene Era (Aerocene Foundation, Tomás Saraceno, Аргентина) ❶

Необъяснимым образом многие национальные павильоны, свободные в выборе формы, тоже дали ответы на поставленную задачу в похожем ключе, скорее в духе рассуждений об архитектуре и ее роли. Теория с отрывом победила практику. А элементы contemporary art самым активным образом проникли на площадки, предназначенные под архитектуру – как будто помня, что в нечетные годы тут всегда проходила Арт биеннале. Но настоящим символом этой выставки можно назвать QR-code.

Слово куратору

Хашим Саркис – американский архитектор, профессор и теоретик ливанского происхождения, покинул родной Бейрут, когда там началась гражданская война. В 1998 году основал собственную студию Hashim Sarkis Studios (HSS), исследователь; преподавал в Университетах Йеля, Гарварда, в Барселоне, Бейруте; сегодня возглавляет School of Architecture and Planning в Массачусетсе. Он автор и редактор нескольких книг и многих статей по истории и теории современной архитектуры. Был приглашен на роль куратора архитектурной выставки в 2019 году, тогдашним Президентом биеннале Паоло Баратта. Первейшая роль куратора – предложить тему биеннале, ответом на которую должны стать проекты участников. В своем “слове к архитекторам” Саркис объяснил элементы поставленной задачи. Дальше цитата.

***

Тема архитектурной биеннале – фраза, которая одновременно является заголовком и вопросом: How will we live together? Как мы будем жить вместе? И это открытый вопрос.

How: как, рассказывает о практических подходах и конкретных решениях, подчеркивая важность problem solving, разрешения проблем в архитектурном образе мысли.

Will: выражает будущее и означает взгляд, направленный в будущее, а также поиск видения и решительность, опираясь на силу архитектурного воображения.

We: первое лицо множественного числа и, следовательно, включающее разные народы, представителей других видов, это приглашение к более эмпатическому пониманию архитектуры.

Live: означает не просто существовать, а благоденствовать, процветать, самим обитанием выражать жизнь, опираясь на внутренний оптимизм архитектуры.

Together: подразумевает группы людей, общие пространства, универсальные ценности, выделяя архитектуру как коллективную дисциплину и форму коллективного выражения.

?: указывает на открытый вопрос, а не риторический, который требует (многих) ответов, и отмечает множественность ценностей в архитектуре и возникающих через нее.

Вопрос: How will we live together? древний и в то же время актуальный. Вавилоняне задавали его при строительстве своей башни. Об этом спрашивал Аристотель, когда писал о политике. Его ответ был “город”. Его ставили французская и американская революции. В шумном хаосе начала 1970-х Тимми Томас сокрушался в своей песне Why Can’t We Live Together?

The Earth is an Architecture (TVK, Франция). На заднем плане The World Turned Inside Out (Plan B Architecture & Urbanism, США) ❶ ❸
Инсталляция“Grove” (Philip Beesley & Living Architecture Systems Group, Канада) ❶ Арсенал
Maison Fibre. (Achim Menges; Jan Knippers, Германия). Арсенал ❷ ❸
Home Ground (Alison Brooks Architects. Великобритания) ❷
Ego to Eco: Learning from Nature (EFFEKT. Дания) ❷ ❸
Interwoven (leonmarcial arquitectos, Перу) ❷
The Sixth Street Viaduct Replacement Project (Michael Maltzan Architecture, США) ❷
Flocking Tejas (BASE studio, Чили) ❷ ❸
Future Assembly. Коллективная выставка в выставке. Центральный павильон ❶ ❷ ❸
SENSE OF SPACE. Connectome Architecture + Molecular Architecture” (Refik Anadol Studio и Gökhan S. Hotamışlıgil, Турция – США) ❶ ❸

Архитектурная биеннале 2021 года организована по пяти Уровням, или тематическим секторами: три в Арсенале, два – в Центральном павильоне Садов. Представленные проекты варьируются от аналитических до концептуальных, экспериментальных, протестированных / утвержденных, и до уже широко распространенных. Каждый из этих Уровней, в свою очередь, раскрывается через серию тем и размещается в отдельных залах, зданиях и на открытых площадках Биеннале.

Пять Уровней это: Among Diverse Beings, As New Households, As Emerging Communities (Арсенал),Across Borders иAs One Planet (Центральный павильон). То есть: Среди различных существ, Как новые домохозяйства, Как новые сообщества, Сквозь границы и Как одна Планета [конец цитаты].

***

Биеннале включает в себя еще серию внеконкурсных проектов, названных Stations и Co-Habitats – это задуманные Саркисом площадки, рассеянные между основными, на которых рассматривается какая-то из пяти предложенных тем-уровней, в виде результатов исследований групп специалистов при университетах со всего мира.

5 Уровней

Начнем в той последовательности, которую предложил Саркис. А значит, с первых трех уровней, рассказанных и проиллюстрированных проектами в Арсенале:

Among Diverse Beings  

Воображаем пространства, где мы можем жить вместе как люди, которые, несмотря на растущий индивидуализм, хотят налаживать связи между ними и другими видами, как в реальном, так и виртуальном пространстве

As New Households

Здесь попытка представить пространства, где мы можем жить вместе как новые семейные ячейки в поиске формулы жилища, места обитания все более разнообразного и достойного.

As Emerging Communities

Представляем пространства, в которых можно жить вместе как развивающиеся сообщества, требующие равенства, инклюзивности и пространственной идентичности.

Эти два Уровня представлены в Центральном павильоне:

Across Borders

Вообразить пространства, в которых мы сможем жить вместе за рамками политических границ, чтобы представить новую географию объединения.

As One Planet

Вообразим пространства, в которых мы можем жить вместе как Планету, которая переживает сейчас серию кризисов, требующих глобальных действий, чтобы наша жизнь просто могла продолжиться.

В следующих частях обзора попробуем остановиться подробнее на каждом из этих уровней и рассказать о самых ярких проектах каждого. Поэтому еще вернемся к этим кратким описаниям, которые помогут лучшему освоению “ментальной карты” биеннале 2021.

***

Продолжение следует…

Цитаты Хашима Саркиса по материалам La Biennale, перевод Анны Коломиец.
Фото ©Anna Kolomiyets, указаны по месту или из открытого доступа. На первом фото: Campo de la Tana, вход в Арсенал Биеннале. Второе фото: Peju Alatise (Нигерия), проект при входе в Арсенал Alasiri: Doors for Concealment or Revelation.

Продолжение обзора Биеннале о Премии Золотой Лев, о Национальных павильонах.

Понравилось, поделитесь

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

Добавить комментарий

Похожие материалы