EUR_Roma_Foto Anna Kolomiyes_001

EUR. Неримский Рим

Римские каникулы. Архитектура.
Самый неримский район Рима ЭУР / EUR находится в южной части города.
Что-то есть завораживающее в этом районе, он похож не на настоящий район, а на компьютерную графику из бродилок-стрелялок.
Хоть я и не увлекаюсь такими игрушками, но этот образ очень явно стоит передо мной, когда я смотрю на свои фото.
И сама я напоминала себе героя бродилки, когда ходила по району между огромными белыми зданиями. Причем, как в настоящей компьютерной игре, народу вокруг почти не было – по сравнению с центром Рима это было немного страшно.

Рассказывает Ирина Бажулина, архитектор, основательница собственной студии в Одессе.
Впервые она побывала в римском квартале EUR в декабре 2021 года. Это первый ее «гостевой» материал в нашем журнале.
В своем Instagram Ирина делится впечатлениями, зарисовками из поездок, профессиональными и просто мыслями.

Район строился к Международной выставке 1942 года в рамках амбициозного замысла Муссолини о расширении территории Рима на юг в направлении берега Тирренского моря.

В 1942 дуче планировал торжественно отметить 20-летие фашистского марша на Рим*, и новый градостроительный комплекс должен был стать «выставкой достижений» фашизма в Италии.

Итальянское название выставки Esposizione Universale Roma, его аббревиатура и дала название району, хотя поначалу строящийся район назывался E42.

Выставка по понятным причинам не состоялась, начатое в 1937 году строительство через пять лет по тем же причинам остановилось. Но и то, что было уже построено или почти построено, вполне даёт представление о результатах труда большого коллектива архитекторов, работавших под общим руководством Марчелло Пьячентини**.

Аэросъемка 1940 года. Источник: Wikipedia

Обилие колоннад, полукруглые здания, многометровые барельефы, посвящённые истории Италии, скульптурные группы – это попытка архитекторов соединить вместе принципы рационализма, античную классику и имперский размах.⠀

Наверху здания администрации Palazzo degli Uffici крупными буквами прописан тот самый амбициозный замысел дуче:

«Третий Рим раскинется по новым холмам вдоль берегов священной реки до самого Тирренского моря«.⠀⠀

В конце viale della Civiltà di Lavoro возвышается самое оригинальное здание EUR – Дворец итальянской цивилизации…

Palazzo della Civiltà Italiana

Визитной карточкой квартала EUR является Palazzo della Civiltà Italiana, известный как Colosseo Quadrato или Квадратный Колизей (арх. G. Guerrini, E. Lapadula, M. Romano).

Вот 10 любопытных фактов о нем:

— Спроектирован в 1937 году итальянскими архитекторами Джованни Гверрини, Эрнесто Бруно Лападула и Марио Романо.

— Непосредственным проектированием занимались архитекторы, а вот идея “Квадратного Колизея” была задумана самим Муссолини. Он хотел, чтобы возводимый дворец напоминал древнеримский Колизей.

— Арочные проемы расположены с каждой стороны здания.
Шесть арок по вертикали и девять по горизонтали.
Бытует и такое объяснение чисел: именно это количество арок в этажах и самих этажей увековечивает память Бенито Муссолини, потому что в его имени шесть букв и девять в фамилии.

— По своей форме дворец представляет собой параллелепипед, установленный на квадратном основании. Общая высота сооружения составляет 68 метров, из них 50 метров – это высота здания над основанием.

— С четырех углов у основания установлены конные статуи двух греческих мифических героев Диоскуров***.⠀

— По всему периметру здания расположены арки, которые являются непременным атрибутом итальянской (древнеримской) архитектуры.
В арочных проемах первого этажа установлены 28 фигур высотой около 3,4 м, символизирующие “искусство и деятельность человека”, например, Труд, История, Музыка, Живопись и т.д.

— Квадратный Колизей с его метафизической архитектурой стал фоном или отсылкой ко многим фильмам. Это “Рим – открытый город” Росселлини, “Затмение” Антониони, “Восемь с половиной” Феллини, “Живот архитектора” Питера Гринуэя и “Ночь перед экзаменами” Брицци.

— С 2015 года в «Квадратном Колизее» расположилась штаб-квартира известного модного Дома Maison Fendi, арендовавшего его как минимум на 15 лет.

— В 2016 году, с 23 октября по 7 марта, на первом этаже Квадратного Колизея, единственного доступного для публики, прошла самая полная выставка когда-либо организованная, посвященная проекту квартала: Una nuova Roma. L’Eur e il Palazzo della Civiltà Italiana / “Новый Рим. Eur и Дворец Итальянской цивилизации”.

Солнечный свет преображает травертин фасада. Фото ©Paolo Simoncelli

— По верху здания, под самой крышей со всех четырех сторон начертаны слова из речи дуче 2 октября 1935 года:

UN POPOLO DI POETI DI ARTISTI DI EROI
DI SANTI DI PENSATORI DI SCIENZIATI
DI NAVIGATORI DI TRASMIGRATORI

Народ поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, учёных, мореплавателей, переселенцев.

***

Историческая зарисовка

В 1935 году губернатор Рима Джузеппе Боттаи предложил Бенито Муссолини представить кандидатуру Рима для проведения следующей Всемирной выставки. В 1936 году Bureau International des Expositions решило доверить Италии организацию выставки (сегодня известной как EXPO), которая должна была состояться в 1941 году. Эти выставки традиционно проводятся каждые шесть лет, предыдущая проходила в Брюсселе в 1935. Но режим делал все, чтобы сместить ее на год, заявляя даты 1941-1942. С ясными пропагандистскими целями.

И правда комплекс был задуман, как посвящение 20-летию Марша на Рим (октябрь 1922) и начала фашистской эры. Автономный орган, ответственный за организацию и строительство проекта Е42 (Esposizione 1942), был создан сразу же после объявления решения парижского Бюро международных выставок, 26 декабря 1936 года.

После периода споров – точнее даже идеологических и профессиональных войн по поводу архитектурных и градостроительных принципов квартала, план проекта EUR был заказан лидерам двух соперничающих фракций итальянской архитектуры того момента: Марчелло Пьячентини, представителю так называемых “реакционеров”, и Джузеппе Пагано, представлявшему “прогрессистов”. Каждый из них привлек своих любимых архитекторов для проектирования отдельных зданий в квартале. В итоге руководителем всех работ был назначен любимец дуче “реакционер” Пьячентини, так называемый архитектор режима, сторонник возрожденной классики.

Об этом моменте есть любопытный комментарий известной историка искусств, профессора Адакьяры Дзеви, с явной симпатией к стороне прогрессистов:

…Eur – это сцена яростного и неизлечимого столкновения двух противоположных фронтов: академизма и современности, монументальной риторики и рационализма; первые победили, вторые потерпели поражение.

Первоначальный грандиозный проект на 400 гектарах был представлен в 1938 году уже под общей координацией Марчелло Пьячентини. Его архитектура была вдохновлена, согласно фашистской идеологии, римской имперской урбанистикой, с современными элементами, взятыми в том числе из итальянского рационализма. Результатом стал некий упрощенный неоклассицизм и риторическая монументальность. Спеша с началом, подготовительные работы запустили еще до итогового утверждения проекта, 26 апреля 1937 года. В тот день Муссолини посадил римскую сосну на месте, где должен был родиться новый квартал.

Проект развивается вдоль ортогональных осей, как древнеримские cardo и decumanum, вдоль которых размещаются большие монументальные площади и внушительных пропорций здания, построенные в основном из туфа, известняка и мрамора, традиционных материалов древнеримской архитектуры. Пространные зоны отводились также под аллеи, парки, искусственные озера. Этот квартал должен был олицетворять новый идеальный город, подобный тем, какие были задуманы в эпоху Возрождения.

Среди зданий, законченных при режиме, Palazzo degli Uffici EUR, на котором начертана упомянутая выше фраза про Третий Рим. Был начат в 1938 монументальный Palazzo dei Congressi по проекту Адальберто Либера (фото выше) в силе рационализма, построенный на модулях 5х5, из трех объемов: базы в виде параллелепипеда с колоннадой 75х125 метров и 15 м высотой; кубического высокого объема со стороной 45 метров и высотой 27 метров, и Зала Приемов. Закончен Дворец Конгрессов намного позднее, в 1954 году, архитектором Паоло Портогези. На площади Гульельмо Маркони был установлен 45-и метровый обелиск, ему посвященный, целиком ее закончили только в 1959.

Giorgio Quaroni, Официальный плакат E42 с Аркой. Источник: EUR SpA

Бóльшая часть проекта ЭУР осталась невоплощенной — от грандиозной арки на Via Imperiale (сегодня Cristoforo Colombo) до необычного проекта освещения, и много другого. Не было завершено строительство искусственного озера – под него только был подготовлен котлован. А гигантскую металлическую арку высотой 170 метров и шириной 330, которая должна была обрамлять квартал, даже не начали. Сохранившиеся рисунки дают представление о том, каким мог быть ЭУР, если бы его удалось закончить. Монументальный архитектурный проект, призванный ознаменовать возрождение Рима спустя две тысячи лет после его наивысшей славы.

Проект экстерьерного освещения. Источник: EUR SpA

Центром нового квартала должен был стать Palazzo della Civiltà Italiana, место, где предполагалось разместить выставку, посвященную цивилизационной роли Италии. Располагался он на противоположной стороне оси от Дворца Конгрессов (восток – запад), как в древнеримской схеме перпендикулярной via decumanus maximus (север-юг).

После публичного конкурса жюри под председательством Пьячентини выбрало метафизический проект архитекторов Гверрини, Лападула и Романо, которые таким образом хотели чествовать мотив арки. Арка считалась самым характерным элементом римской архитектурной традиции. В этой архитектуре авторы повторили ее 216 (54×4) раз на четырех одинаковых фасадах здания.

Первый проект Дворца итальянской цивилизации еще в других пропорциях. Источник: ©Archivio Lapadula

Во Дворце планировалось размесить экспозицию об истории выдающихся личностей итальянской истории – от императора Августа до Муссолини. Начали строительство здания в 1938 году. Его планировали кирпичным, но из-за проблем с финансированием построили из железобетона и полностью облицевали травертином. Торжественно открыто 30 ноября 1940 года.

До сих пор Дворец итальянской цивилизации остается культовым зданием EUR и одним из самых ярких примеров архитектуры режима в Европе.

Вступление Италии в войну в июне 1940 постепенно привело к остановке работ. Вскоре стало ясно, что к дате 21 апреля 1942, намеченной для открытия Всемирной выставки, комплекс Eur (E42) не будет закончен. Строительные работы были окончательно прерваны к 1943 году и возобновлены только в 1951, в связи с будущими Олимпийскими играми 1960.  

Из довоенного проекта в течение 50-х и в 60-е годы недостроенные здания фашистской эпохи были завершены. Это упомянутый Дворец конгрессов – Palazzo dei Congressi, Дворец государственных архивов, Дворец спорта – Palazzo dello Sport (арх. П.Л. Нерви и М.Пьячентини) и озеро EUR.

Аэрофотосъемка 1953. Хорошо видны Дворец конгрессов, Квадратный Колизей, площадь Маркони и церковь Святых Петра и Павла. Источник: Wikimedia
Аэрофотосъемка 1956. Другой ракурс на квартал EUR

Интересно, что ЭУР состоялся как новый, тогда еще пригородный деловой квартал. Аналогичные ему в других столицах Европы начали планировать только спустя десятилетия, как, например, La Défense в Париже.

К тому же несмотря на стилистический конфликт между модернизмом рационализма и помпезным фасадным классицизмом, ЭУР остается современным районом Рима с застройкой высокого архитектурного и градостроительного качества.

Позднее здесь появились и другие интересные здания в современном стиле для административных, правительственных служб, офисов и выставочных центров. Но это уже совсем другая история.

* Марш на Рим (Marcia su Roma) – марш на Рим фашистских объединений Италии под знаменами Национальной фашистской партии в 20-х числах октября 1922 года, закончившийся самороспуском правительства и назначением Муссолини президентом Совета министров по решению короля Витторио Эммануэле III. По сути это означало установление фашистского режима в Италии, который продержался до 1943 года.

** Marcello Piacentini (1886-1960) – одаренный и плодовитый римский архитектор, олицетворение государственного архитектора. Активно работал в 1910-1940 гг. Его считают последним носителем риторического монументализма архитектуры режима.

*** Диоскуры – мифологические братья-близнецы Кастор и Полидевк, сыновья Леды, жены царя Спарты, от двух отцов — Зевса и царя Тиндарея. В греческой мифологии покровители путешественников и мореплавателей, в римской их считали олицетворением воинской доблести.

По материалам: Eur Spa, Bloggingart, Veni Vidi Vici. Цитата Adachiara Zevi по The Arteller.
Фото: Ирина Бажулина, ©Anna Kolomiyets, из открытого доступа или указано по месту. Второе и заключительное фото: Площадь Гульельмо Маркони, сердце квартала EUR.

Еще об архитектуре рационализма в Риме читайте у нас в журнале материал про уникальный проект Danteum.

Понравилось, поделитесь

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

Добавить комментарий

Похожие материалы